На заседании Совета Безопасности Александр Лукашенко утвердил План обороны страны и Концепцию строительства и развития Вооруженных Сил до 2030 года. Беларусь твердо придерживается миролюбивой политики, сохраняет статус донора безопасности в регионе.
— Белорусская армия никогда никому не угрожала, не угрожает и угрожать не собирается. Она является инструментом недопущения войны, а в случае агрессии должна быть способна не только ее отразить, но и нанести неприемлемый ущерб противнику. Основное предназначение Вооруженных Сил заключается в защите суверенитета, независимости и территориальной целостности страны.
Тревожный внешний фон
Не надо быть большим специалистом в военном деле, чтобы заметить постоянно растущую напряженность на планете. Конфликты тлеющие и замороженные, далеко от нас и совсем близко — это реалии нынешнего дня. При этом клубок глобальных противоречий только нарастает. На это Глава государства обратил внимание в первую очередь:— Не секрет, что главной тенденцией текущего момента является накопление конфликтного потенциала в различных регионах планеты. Не ослабевает противостояние между крупными мировыми центрами силы: Соединенными Штатами Америки, Европейским союзом, Китаем, Россией. Как следствие размывания архитектуры международной безопасности усилилась гонка вооружений. Обострилось информационное противодействие. По обе стороны от Беларуси наращивается военная мощь. Стремление представить Россию в качестве основной угрозы Западу стало доминантой политики Североатлантического альянса.
Такое развитие ситуации, по мнению Президента, стало предлогом для расширения присутствия войск НАТО в соседних с нами европейских странах. Военная активность здесь очевидно растет. Российская Федерация тоже наблюдает за этими процессами, не бездействуя. Активно развивает средства вооружения, демонстрирует возросшие боевые возможности. Все стороны не скрывают своих приоритетов. Открыто об этом говорят через СМИ.
Александр Лукашенко убежден:
— Происходящие сегодня изменения в области глобальной и региональной безопасности на многие годы определят не только отношения между государствами, но и направления дальнейшего развития Вооруженных Сил. Не только наших. То, чем мы занимались до сих пор и впредь будем заниматься, характерно для всех наших соседей, да и вообще всех стран мира.
Основы неизменны
Ситуация непростая. Но это не означает, что Минск намерен в корне пересматривать свою оборонную доктрину. Внешние факторы заставляют адаптировать военную организацию к современным требованиям. Но базовые принципы неизменны, на что и указал Главнокомандующий:Нашими несомненными приоритетами остаются развитие собственной системы безопасности, а также продолжение военного сотрудничества со странами, дружественными нам. Прежде всего в рамках Содружества Независимых Государств. Как говорят в народе, порох всегда надо держать сухим.
Обращаясь к теме планирования обороны нашего государства и дальнейшего развития армии, Глава государства сообщил, что в течение года под руководством Генштаба проводилась работа по переработке Плана обороны Беларуси в свете нынешних реалий военно-политической и стратегической обстановки. При этом Александр Лукашенко напомнил:
— Я не единожды говорил о том, что нам четыре раза как минимум пришлось перестраивать свои Вооруженные Силы и прежде всего армию в связи с тем, какие события происходят на нашей планете. Мы понимаем, какие идут войны сейчас, мы четко понимаем, какие могут быть войны в будущем, и, исходя из нашего потенциала, наших возможностей, под это перестраивали свои Вооруженные Силы.
Беспилотные комплексы отечественного производства.
Это, отметил Глава государства, работа на микроуровне. Если говорить экономической терминологией. А прошедшее заседание Совбеза — категория «макро».
— Мы пришли к выводу, что ныне существующий План обороны, безопасности нашего государства подлежит переработке, осовремениванию, актуализации и принятию Советом Безопасности согласно нашей Конституции. Рассматривались при этом новые формы и способы ведения военных действий, основанные на опыте современных вооруженных конфликтов. Работа проведена с учетом мнений не только силовых, но и других заинтересованных ведомств.
Особое внимание Президент обратил на систему своевременных упреждающих и ответных мер в случае нарастания военной угрозы для нашего государства. Этот вопрос тесно взаимосвязан с планированием обороны государства, поэтому рассматривался в комплексе. Глава государства обозначил главные цели на этом направлении:
— Необходимо определиться с составом Вооруженных Сил, который должен обеспечить выполнение задач, определенных Планом обороны. Какие системы развивать в приоритетном порядке и какие виды вооружений необходимо иметь, особенно по авиации, противовоздушной обороне и другим средствам огневого поражения. Это очень дорогостоящие системы.
На заседании Совбеза рассмотрены и вопросы финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил и обороны государства. Здесь важен принцип разумного и оптимального баланса. Главнокомандующий требует, чтобы содержание и оснащение армии были по силам государству и не в ущерб военной безопасности.
Особый акцент Президент сделал на важности открытости в процессе модернизации системы обороны:
— Убедительно попрошу всех присутствующих найти свое место в разъяснении нынешнего решения. Мы ничего не должны прятать ни от своего населения, ни от наших соседей. Мы должны быть абсолютно прозрачны, транспорентны. Мы должны не пугать, особенно наших соседей и наше общество, а рассказать им о ситуации и тех мерах, которые мы планируем и будем реализовывать в разных ситуациях.
Очевидно, крепкая оборона требует соответствующих ассигнований. Это аксиома. Но есть и известная мудрость: нужно кормить своего солдата, чтобы не кормить чужого. Белорусская экономика позволяет сегодня выстраивать эффективную военную организацию. Не случайно Президент ранее не раз говорил, что самая большая для нас угроза может быть в слабой экономике. И укрепление этого фактора уже дело каждого.
Белорусская разработка — реактивная система залпового огня «Полонез».
АКЦЕНТЫ
• Беларусь твердо придерживается миролюбивой политики, сохраняет статус донора безопасности в регионе;
• План обороны нацелен на предотвращение развязывания агрессии, стратегическое сдерживание;
• существующий состав и структура Вооруженных Сил сохраняются, делается упор на их качественное развитие за счет улучшения боевой подготовки, перевооружения и технической модернизации;
• за 10 лет расходы на оборону вырастут до 1,5 процента от ВВП;
• деньги в первую очередь будут выделяться на развитие беспилотной авиации, радиоэлектронной и радиолокационной разведки;
• модернизация и закупка ударной авиации, артиллерии ракетных войск и имеющихся систем ствольной, реактивной артиллерии;
• развитие собственной системы безопасности, а также продолжение военного сотрудничества с дружественными странами.
• Беларусь твердо придерживается миролюбивой политики, сохраняет статус донора безопасности в регионе;
• План обороны нацелен на предотвращение развязывания агрессии, стратегическое сдерживание;
• существующий состав и структура Вооруженных Сил сохраняются, делается упор на их качественное развитие за счет улучшения боевой подготовки, перевооружения и технической модернизации;
• за 10 лет расходы на оборону вырастут до 1,5 процента от ВВП;
• деньги в первую очередь будут выделяться на развитие беспилотной авиации, радиоэлектронной и радиолокационной разведки;
• модернизация и закупка ударной авиации, артиллерии ракетных войск и имеющихся систем ствольной, реактивной артиллерии;
• развитие собственной системы безопасности, а также продолжение военного сотрудничества с дружественными странами.
ГОВОРЯТ УЧАСТНИКИ ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ
Станислав Зась, Государственный секретарь Совета Безопасности:
— Утвержден План обороны страны и увязанная с ним Концепция строительства и развития Вооруженных Сил до 2030 года. В документах Плана акцент делается на предотвращении агрессии, на стратегическом сдерживании… Уделено больше внимания вопросам предотвращения внутреннего вооруженного конфликта, дестабилизации в стране. Это реалии нашей современности, с которыми столкнулись страны по всему миру. С этого начинается — с дестабилизации ситуации в стране, с провоцирования внутреннего вооруженного конфликта.
Немало внимания уделялось вопросам обеспечения потребностей обороны. Все это просчитано. Мы в состоянии обеспечить военную безопасность нашей страны, оборону государства исходя из тех возможностей, которые у нас есть.
В концепции излагаются основные подходы к строительству Вооруженных Сил и их развитию на следующее десятилетие. Какой состав и структуру должны иметь Вооруженные Силы, какие задачи выполнять в мирное время, в угрожаемый период и в военное время. Изложено, по каким направлениям будет идти развитие Вооруженных Сил. Какие из этих направлений являются приоритетными. Очень важно определить, где мы будем концентрировать наши ресурсы — финансовые, материальные, людские. Определена цель строительства Вооруженных Сил. Упор делается на сохранении существующего состава и структуры и на качественном развитии за счет перевооружения, модернизации технической составляющей и улучшения качества боевой подготовки.
Концепцией закреплено, что мы будем планомерно повышать расходы на оборону. Это нужно делать, если мы ставим перед собой цель качественно наращивать потенциал Вооруженных Сил. В следующем году у нас будет разработан план строительства Вооруженных Сил на 5 лет уже с перечнем конкретных мероприятий — что мы планируем закупить, что модернизировать, какие структуры создавать или, наоборот, расформировывать. Планируем увеличение расходов на оборону до полутора процентов ВВП в течение 10 лет.
Андрей Равков, министр обороны:
— Что касается финансирования Вооруженных Сил, ставка будет сделана на развитие беспилотной авиации, радиоэлектронной и радиолокационной разведки. Также будут совершенствоваться, закупаться, модернизироваться дальнобойные средства. Имеется в виду ударная авиация. Мы сейчас осуществляем закупку самолетов Су-30СМ. Будет проведена глубокая модернизация имеющегося парка авиации. Такая же работа будет проведена в ракетных войсках и артиллерии. Речь, в частности, о модернизации имеющихся систем ствольной и реактивной артиллерии. В первоочередные выделен и проблемный вопрос, касающийся закупки боеприпасов. В первую очередь зенитных и противотанковых управляемых ракет, а также других высокоточных боеприпасов, средства применения которых у нас имеются. В войсках со временем избавятся и от материальных средств и техники, которые устарели морально и физически.
Александр Вольфович, и.о. начальника Генерального штаба Вооруженных Сил:
— Если нарастает какая-то угроза, мы отреагируем адекватно. Скажем, у нас есть так называемые силы немедленного реагирования, а также роты реагирования, которые имеют девяностоминутную готовность. В случае какой-то непредвиденной ситуации они готовы выйти, прикрыть участки вдоль государственной границы, совместно с МВД взять под охрану определенные объекты, что не позволит расшатать ситуацию внутри страны и не допустить развязывания какого-то конфликта. Конфликты в большей степени сейчас протекают совсем по-другому, чем было раньше: расшатывается обстановка в стране, действуют мелкие группы, диверсионно-разведывательные группы. Широко используются наемники частных военных компаний, которые пытаются расшатать обстановку в стране, проверить на прочность всю силовую составляющую.
Станислав Зась, Государственный секретарь Совета Безопасности:
— Утвержден План обороны страны и увязанная с ним Концепция строительства и развития Вооруженных Сил до 2030 года. В документах Плана акцент делается на предотвращении агрессии, на стратегическом сдерживании… Уделено больше внимания вопросам предотвращения внутреннего вооруженного конфликта, дестабилизации в стране. Это реалии нашей современности, с которыми столкнулись страны по всему миру. С этого начинается — с дестабилизации ситуации в стране, с провоцирования внутреннего вооруженного конфликта.
Немало внимания уделялось вопросам обеспечения потребностей обороны. Все это просчитано. Мы в состоянии обеспечить военную безопасность нашей страны, оборону государства исходя из тех возможностей, которые у нас есть.
В концепции излагаются основные подходы к строительству Вооруженных Сил и их развитию на следующее десятилетие. Какой состав и структуру должны иметь Вооруженные Силы, какие задачи выполнять в мирное время, в угрожаемый период и в военное время. Изложено, по каким направлениям будет идти развитие Вооруженных Сил. Какие из этих направлений являются приоритетными. Очень важно определить, где мы будем концентрировать наши ресурсы — финансовые, материальные, людские. Определена цель строительства Вооруженных Сил. Упор делается на сохранении существующего состава и структуры и на качественном развитии за счет перевооружения, модернизации технической составляющей и улучшения качества боевой подготовки.
Концепцией закреплено, что мы будем планомерно повышать расходы на оборону. Это нужно делать, если мы ставим перед собой цель качественно наращивать потенциал Вооруженных Сил. В следующем году у нас будет разработан план строительства Вооруженных Сил на 5 лет уже с перечнем конкретных мероприятий — что мы планируем закупить, что модернизировать, какие структуры создавать или, наоборот, расформировывать. Планируем увеличение расходов на оборону до полутора процентов ВВП в течение 10 лет.
Андрей Равков, министр обороны:
— Что касается финансирования Вооруженных Сил, ставка будет сделана на развитие беспилотной авиации, радиоэлектронной и радиолокационной разведки. Также будут совершенствоваться, закупаться, модернизироваться дальнобойные средства. Имеется в виду ударная авиация. Мы сейчас осуществляем закупку самолетов Су-30СМ. Будет проведена глубокая модернизация имеющегося парка авиации. Такая же работа будет проведена в ракетных войсках и артиллерии. Речь, в частности, о модернизации имеющихся систем ствольной и реактивной артиллерии. В первоочередные выделен и проблемный вопрос, касающийся закупки боеприпасов. В первую очередь зенитных и противотанковых управляемых ракет, а также других высокоточных боеприпасов, средства применения которых у нас имеются. В войсках со временем избавятся и от материальных средств и техники, которые устарели морально и физически.
Александр Вольфович, и.о. начальника Генерального штаба Вооруженных Сил:
— Если нарастает какая-то угроза, мы отреагируем адекватно. Скажем, у нас есть так называемые силы немедленного реагирования, а также роты реагирования, которые имеют девяностоминутную готовность. В случае какой-то непредвиденной ситуации они готовы выйти, прикрыть участки вдоль государственной границы, совместно с МВД взять под охрану определенные объекты, что не позволит расшатать ситуацию внутри страны и не допустить развязывания какого-то конфликта. Конфликты в большей степени сейчас протекают совсем по-другому, чем было раньше: расшатывается обстановка в стране, действуют мелкие группы, диверсионно-разведывательные группы. Широко используются наемники частных военных компаний, которые пытаются расшатать обстановку в стране, проверить на прочность всю силовую составляющую.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Олег Белоконев, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по национальной безопасности, генерал-майор:
— Такой документ отрабатывается всего лишь в двух странах на постсоветском пространстве: в Российской Федерации и у нас. Он достаточно объемный, титанический. В этот План входит более ста документов, которые в течение года разрабатываются, согласовываются, утверждаются.
Безопасность нельзя рассматривать однобоко, следует рассматривать все ее аспекты — экономическую, экологическую, продовольственную, демографическую, гуманитарную безопасность. Все это, в том числе военная безопасность, в комплексе учтено в плане обороны государства. На сегодняшний день у Беларуси нет противников, но такой комплекс мероприятий, проводимый государством, безусловно, создаст определенные предпосылки для того, чтобы возможный агрессор в случае его появления был остановлен или подумал, надо ли ему так поступать.
На сегодня угрозы безопасности нашей стране или Союзному государству в целом нет. Есть риски, вызовы, есть вещи, которые нам не нравятся. Об этом говорил и Глава нашего государства, и министры иностранных дел и обороны. Об этом говорим и мы как парламентарии. Принятый План обороны — это абсолютно не вызов кому-либо. Это фундаментальный документ, который нам гарантированно обеспечит возможность защитить свою страну в случае агрессии или угрозы. Повторюсь, это уникальнейший документ большого коллектива людей, который позволит организованно выполнить весь комплекс мероприятий заблаговременной подготовки и подготовки к отражению агрессии, если таковая вдруг возникнет.
Игорь Чибисов, полковник запаса, военный эксперт:
— В первую очередь обратил внимание, на какое вооружение наши Вооруженные Силы собираются сделать ставку. В перечне беспилотная авиация, средства радиоэлектронной и радиолокационной разведки, а также ракетное оружие, при помощи которого мы можем не просто отразить удар возможного противника, но и нанести ему неприемлемый урон. Мы не увеличиваем ни количество танков, ни число другой бронетехники наступательного характера. Именно это подтверждает, что мы миролюбивое государство и в первую очередь собираемся защитить нашу страну, но не нападать на других. Но тратить деньги на оборону нужно в любом случае. Судьба белорусов — находиться в центре Европы, на пути глобального противостояния. Вспомните войны с Наполеоном, немецко-фашистскими захватчиками и прочие. Да, мы никому не угрожаем, но при этом способны защитить не только свои позиции, свое независимое государство, но и позиции нашего ближайшего союзника — России, чьим западным форпостом мы, по сути, и являемся. Кстати, показательно, что задачи поставлены не только Министерству обороны, но и другим структурам.
Фото: БЕЛТА