Вчера Владимир Путин дал свою ежегодную пресс–конференцию. Особый настрой ей придал тот факт, что в этот раз он отвечал на вопросы в ранге потенциального кандидата в президенты России. Уже в первые минуты Путин сообщил, что это будет самовыдвижение, но он рассчитывает на поддержку партий и движений, а также на широкую поддержку граждан.
Это, конечно, не новость, гораздо интереснее вопрос о том, на каких главных акцентах будет строиться его предвыборная кампания. Многие аналитики и эксперты предполагают, что главной будет внешнеполитическая повестка, так как именно здесь Путин реализовал чаяния многих россиян о великой и сильной России. Пресс–конференция, на которой чаще всего звучали голоса журналистов с украинским, китайским, американским, сирийским, польским акцентом, причем в прямом смысле слова, собственно, и подтвердила эту тенденцию. Нам же интересны белорусские акценты, и они тоже были сделаны в явно положительном ключе.
Итак, не было, пожалуй, ни одной международной проблемы, которой не коснулся бы Путин. Причем в отличие от прежнего фирменного путинского стиля — полемического и язвительного — на этот раз Путин выступил в роли мудрого и где–то снисходительного арбитра. Что ж, положение, завоеванное в мире, позволяет ему выступать в таком амплуа. Тем более что и занять эту нишу сегодня особенно некому...
Даже всесильные США, несмотря на все эти скандалы с «российским следом», «российскими хакерами» и русским иноагентом Russia today, как оказалось, просят российской поддержки. Во всяком случае, именно так прозвучал вопрос не какого–то там заштатного журналиста, а самого Ассошиэйтед Пресс: США хотят, чтобы Россия убедила КНДР сдержать свою ядерную программу. «Интересные вы ребята», — пошутил Путин, напомнив, что американские конгрессмены поставили Россию в один ряд с КНДР и Ираном, а теперь просят помощи...
Но это так, между прочим. А в целом Владимир Путин похвалил Трампа: много положительного, рынки растут, это означает высокое доверие инвесторов — и сказал, что в отношениях двух сторон должен быть здравый смысл.
И с этим трудно не согласиться, особенно, если это касается таких близких, несмотря ни на что, стран, как Россия и Украина. Здесь нам интересна оценка, которая была дана минским соглашениям и вообще перспективам мирного процесса.
Президент РФ вновь изложил последовательную позицию Москвы по минским соглашениям, но сказал, что есть проблемы. Сам же Путин настроен на конструктив. Во–первых, он отметил, что США — полноправный участник процесса урегулирования. «Нужно ли формально их включать в нормандский формат? Не от нас зависит, я никогда не был против».
И второе — Россия не против ввода миротворческого контингента в зону конфликта. Так что ждем предложений, ведь таким образом и сам Путин может повысить значение минского формата, на неэффективность которого он слегка попенял.
Случайно или нет, но вслед за украинским шел белорусско–казахстанско–российский вопрос. Имею в виду ЕАЭС. Думаю, что здесь имела–таки место тонкая режиссура пресс–секретаря Пескова. Ведь украинскую тему Путин закончил на философской ноте — дескать, не той дорогой идете, ребята, увязнув в своей самостийности.
А далее последовала высочайшая оценка Евразийскому экономическому союзу. «Это большое наше достижение», — сказал Владимир Путин. Внутренний товарооборот растет, растет внутренний экспорт, а потому ЕАЭС развивается в правильном направлении. Путин привел в пример Беларусь, где треть экспортных поставок — это машины и оборудование и еще треть — сельскохозяйственная продукция. Он также напомнил и о беспошлинной нефти, которая позволяет нашей стране наращивать экспорт за границу на миллиарды долларов.
Подумалось — и это выгодно самой России, не будь этих достижений, чем бы порадовал российский лидер своих сограждан. Сирия, Китай, которые также громко звучали, это хорошо. Но в Сирии, как признался сам Путин, еще ничто не закончено, а проблемы только начинаются: это беженцы, это разруха, это низкий уровень образования, порождающий терроризм. Сирия одна с этим не справится. И Россия одна не справится, резюмировал Путин.
Кстати, позитивную повестку дня предлагает Китай, который развивается сам и в то же время дает толчок для развития международных отношений. Идея Шелкового пути, по мнению Путина, совместима с идеей ЕАЭС и развития всей Евразии. Даже Польше российский Президент посоветовал перестать конфликтовать и подумать, наконец, о выгодах сотрудничества.
Вот такой получилась международная презентация. Напрашивается вывод: чтобы ни говорили о возвращении России на глобальную сцену, но возвращаться придется и оттуда. С глобальной сцены на родную землю, где тоже ждут великие дела. Символично, что закончил свою пресс–конференцию Путин словами об ЕАЭС: нам всем нужно переходить на современные технологии, обмен информацией, чтобы малый и средний бизнес знал о возможностях единого экономического пространства.
romanova@sb.by
Пресс–конференция с акцентами
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.