«Простите, я украду ваш «Мерседес»
За плечами Евгения Самцова более 20 лет службы в МЧС. Из них 15 лет — водителем пожарного автомобиля. Поэтому такие машины вполне закономерно занимают центральное место в коллекции. Евгений Владимирович вспоминает случай из детства:— Как-то мама повела меня к зубному. А после, в награду за то, что не сбежал из кабинета, зашли в пожарную часть посмотреть машины. Вот там я и «заболел». Стал днями в депо пропадать, со всеми перезнакомился, ездил на вызовы, смотрел, как тушат, знал, как пожарный насос работает. Мне даже однажды поручили готовить кабину автоцистерны к покраске. Мазал так щедро, что перевел всю шпатлевку и получил нагоняй.
В 1980 году Евгений осуществил мечту — стал водителем пожарного автомобиля. Примерно тогда же в их часть поступила автолестница на базе ЗиЛ-131. С освоением новинки возникли трудности. Евгений, взяв отпуск, поехал за консультацией на предприятие в город Торжок Тверской области. Даже спустя десятилетия глаза коллекционера горят:
— На столе у директора завода увидел сокровище — модель автолестницы «Мерседес». У меня дыхание перехватило. Чуть не забыл, зачем приехал. Стал упрашивать, можно сказать, умолял, чтобы подарили или продали. А тот ни в какую — видимо, сам коллекционер. Я не выдержал, говорю: «Простите, но я ее, наверное, у вас украду». Шутил, конечно. Однако директор открыл сейф и спрятал «Мерседес» от греха подальше.
От рукава до «Урагана»
Собирать автомодели Евгений Владимирович начал больше 30 лет назад. В те годы такое хобби было довольно популярным, однако коллекции пополнялись с трудом. Особенно моделями иномарок, уточняет Самцов:— Что-то сам выискивал, что-то друзья, знакомые привозили. При возможности покупал сразу несколько одинаковых — для будущих обменов, а так — где придется. Например, второй в коллекции была «Ауди-80». Один знакомый привез ее сыну, и я, уже взрослый мужик, очень долго уговаривал малого подарить мне машинку. Зато первую, наоборот, взял поиграть соседский ребенок. Ну и сломал. Такой вот круговорот.
Рядками, как на параде, выстроилось множество модификаций автоцистерн, автолестниц, автоподъемников. От довоенных ПМГ-1, где места пожарной команды располагались снаружи кузова, до «Ураганов» на базе четырехосного шасси МАЗ, оснащенных турбореактивными установками. Такие гиганты предназначены для тушения особо сложных пожаров, например на нефтяных месторождениях.
Крошечные лафетные стволы на кабинах, катушки с пожарными рукавами, разветвления и даже лестницы-палки — все на своих местах. На многих из собранных в коллекции «пожарок» Евгений ездил сам и может часами увлеченно рассказывать о технических характеристиках, по памяти называя мощность, тип двигателей, высоту подъема лестницы и другие параметры.
— КрАЗ с прицепом — для подвозки воды и пенообразователя, — ветеран МЧС описывает очередную модель. — В советские времена иногда дорабатывали технику кустарными способами, в первую очередь чтобы увеличить количество воды, доставляемой на пожар. Особенно туда, где нет ни гидрантов, ни естественных источников. Это сейчас у автоцистерн большая вместимость, благодаря чему большинство пожаров можно тушить с колес.
На дровяном ходу
Почетное место в коллекции занимают машины гаража особого назначения. Это кремлевский гараж, который обеспечивал безопасное передвижение высших должностных лиц СССР. Различные модификации ЗиС, ЗиЛ, известные на всю страну правительственные «Чайки» — лучшее из того, на что был способен советский автопром.Некоторые из моделей можно увидеть в полюбившихся многим поколениям зрителей фильмах, таких как «Королева бензоколонки», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Берегись автомобиля». Но есть и те, которые большинство из нас не видели в глаза и даже не догадываются об их существовании.
— Знаете, на каком топливе работает этот автомобиль? — интригует Евгений Владимирович, демонстрируя очередную модель. — Не бензин, не солярка и даже не керосин. Сдаетесь? Ладно, скажу — на дровах.
И это не шутка, а модель грузовика, разработанного Научным автомоторным институтом СССР для эксплуатации в условиях тайги. Там, где заправок не существовало и доставить автомобильное топливо в нужном количестве было практически невозможно. Грузовики оснащались газогенераторами и компактными печками, которые топились дровяными чурками. Выделявшийся при их горении газ приводил машину в движение.
Такие авто имели множество недостатков и трудностей в эксплуатации, из-за чего не обрели широкой популярности. Как, например, и трехколесные легковые авто — одна из моделей также есть в «гараже» Самцова.
Внук готов пополнять коллекцию
Евгений Владимирович бережно берет одну из машинок:— «Мерседес-Бенц-Унимог» — два года я этого «немца» искал. Потом купил через интернет — из Китая прислали. Забрал посылку, открываю, а моделька поломана. Пришлось чинить и собирать заново.
За годы существования коллекции, по словам владельца, через нее «прошло» более тысячи экземпляров. Дома сейчас хранится лишь малая часть. Несколько раз такие же увлеченные собиратели просили продать весь автопарк. Один человек был готов обменять его на подержанный, но добротный «Мерседес» на ходу.Как и всякий коллекционер, Евгений Владимирович весьма трепетно относится к сохранности каждого экземпляра. Тем не менее приносит их, чтобы показать мальчишкам в школах, куда нередко приглашают ветерана МЧС. На таких встречах Самцов рассказывает о нелегкой и благородной работе спасателя, увлекая романтикой, определившей когда-то его собственный профессиональный путь.
Еще один канал связи с юным поколением — собственные внуки. Младший из них, 11‑летний Владик, уже выразил готовность сохранять и пополнять коллекцию деда.