Чего стоит ожидать от выборов в Европарламент

Правые начинают, но выигрывают ли?

С четверга по воскресенье страны ЕС выбирают депутатов, которые следующие пять лет будут заседать в Европарламенте. Электоральное событие позволит судить о настроениях европейцев и об их отношении к нынешней политике сообщества. Из 452 миллионов населения Евросоюза право выбирать депутатов ЕП имеют 375 миллионов человек. Мест в Европарламенте — 720, квота каждой страны пропорциональна количеству граждан.


На нынешних выборах прогнозируется высокая явка. Обычно европейцы не проявляют к этому электоральному событию большого интереса: в 2019‑м на участки пришли только 50,7 процента избирателей. Однако в этом году, по данным соцопросов, принять участие в выборах собирается 71 процент граждан объединенной Европы.
Объясняется такой всплеск активности растущей политизацией европейской публики на фоне тяжелейшего кризиса ЕС за всю его историю. Основные темы предвыборной кампании — оборона и безопасность, которые встали вровень с вопросами экономики и экологии, что не могло не привлечь внимания общества.
Однако главной тенденцией стартовавших выборов является ощутимый поворот вправо, ведь именно радикалам правого фланга европейской политики прочат серьезное укрепление их позиций. Один из самых показательных примеров — успехи французского «Национального объединения». Сейчас им руководит амбициозный молодой политик Жордан Барделла, однако Марин Ле Пен по‑прежнему идейно направляет ультраправых Пятой республики. На минувших выборах им уже удалось обскакать «Возрождение» Эммануэля Макрона, но тогда результат оказался не особенно убедительным. Теперь же за сторонников Ле Пен готовы проголосовать 32 процента французов, тогда как «Возрождение» с его 15 процентами рискует отдать даже второе место социалистам.

Нечто похожее наблюдается и в других странах ЕС. В Нидерландах, где крайне правая Партия свободы одержала триумф на прошлогодних национальных выборах, граждане собираются отдать сторонникам Герта Вилдерса и его коалиции 15 — 16 мандатов из 31. В Бельгии, которая в воскресенье должна определиться еще и с федеральным и региональными парламентами, уверенное первое место занимает крайне правая Vlaams Belang, выступающая к тому же за отделение Фландрии.
Правые партии имеют шансы на победу в девяти странах ЕС, еще в девяти они могут занять второе или третье место.
В Нидерландах начали голосовать первыми.

Дело принципа

Правые укрепляют позиции, несмотря на масштабную кампанию в СМИ по их очернению, которая проходит под лозунгами борьбы с якобы российским влиянием и дезинформацией. Впрочем, некоторые деятели на этом фланге сами успешно подкладывают свинью соратникам. В конце мая ведущий кандидат на выборы в Европарламент от партии «Альтернатива для Германии» Максимилиан Кра заявил, что не стоит «зачислять в преступники любого, кто носил форму СС», после чего Марин Ле Пен разорвала давние связи с немецкими радикалами, а сам Кра был вычеркнут из партийных списков.
Избрание некоего множества правых кандидатов в ЕП окажется пшиком, если им не удастся создать по‑настоящему мощную коалицию.
В текущем составе таких фракций было сразу две — «Европейские консерваторы и реформисты» и «Идентичность и демократия», но отношения между ними нельзя назвать безоблачными. Связующим звеном может послужить премьер Италии Джорджа Мелони, в союзе с которой хотели бы оказаться многие правые. Но итальянка, несмотря на прогнозируемые ее партии 27 процентов голосов, пока не радует конкретикой. С одной стороны, она хочет усиления правых в ЕП, с другой — объединение двух фракций пока не становилось темой ее публичных выступлений. А без реального слияния невозможно даже начать преодолевать «санитарный кордон», выставленный правоцентристами, либералами, социал‑демократами и зелеными, которые принципиально отказываются взаимодействовать с ультраправыми.

Что касается внешней политики ЕС, то серьезных изменений здесь ждать, увы, не приходится. Связано это с несколькими факторами. Главным, пожалуй, является то, что Европарламент не имеет законодательной инициативы и лишь утверждает решения Еврокомиссии, стоящей на антибелорусской и русофобской позиции. Не стоит также рассчитывать на решительную победу правых. Их количество в ЕП лишь увеличивается по сравнению с уходящим составом, но по‑прежнему недостаточно для того, чтобы бросить реальный вызов сложившемуся большинству.
Принципиальность правых частенько вызывает вопросы. Добравшись до власти, они охотно смягчают риторику и покоряются мейнстриму, в частности меняя гнев на милость в отношении помощи киевскому режиму.
popov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter