Как в школах помогают ребятам с СДВГ чувствовать себя уверенно на занятиях

Позаботиться о каждом

Реализация принципа инклюзии в образовании — одно из основных направлений государственной политики. В детских садах, школах, колледжах и вузах стараются создать максимально комфортные условия обучения для каждого учащегося, в том числе для детей, индивидуальные потребности которых обусловлены их состоянием здоровья. Как в средней школе № 9 Минска помогают ребятам с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) адаптироваться к процессу обучения, узнала корреспондент «Р».

Особый подход 

Синдром дефицита внимания и ги­перактивности — достаточно частый психиатрический диагноз, который проявляется трудностями концентрации и поддержания внимания, гиперактивностью и импульсивностью. Такой ребенок есть практически в каждом классе, акцентирует внимание в начале беседы учитель-дефектолог средней школы № 9 Минска Елена Дмитрук:

— СДВГ встречается у 5–9 процентов всех детей школьного возраста (в Беларуси, по последним данным, — 6 процентов). У мальчиков вероятность СДВГ в четыре раза выше, чем у девочек.

В средней школе № 9, где обучаются около 1700 ребят, официальный диагноз СДВГ стоит у одного учащегося.


— Но мы наблюдаем около шести детей, у которых вероятно недиагностированный СДВГ. В таких случаях разговариваем с родителями, рекомендуем обратить внимание на особенности поведения своего ребенка и посетить центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для постановки официального диагноза.

Интересуюсь: какие же формы обучения больше всего подходят таким детям?

— Учащиеся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности обучаются в рамках совместного воспитания. Важно понимать, что ребята с СДВГ нормотипичные, они занимаются по обычным образовательным программам. Главное проявление синдрома — нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение. Это наблюдается в повышенной двигательной активности, нарушении внимания и импульсивности.


По словам учителя-дефектолога, для таких ребят необходимо постоянное движение: 

— Важно часто менять деятельность, проговаривать им правила, также рекомендовано обучение за первой партой, чтобы ребенок в первую очередь был в поле зрения учителя. Это необходимо еще и для того, чтобы учащегося не отвлекали стенды и дополнительные материалы в классе. 

По ее словам, ребята с СДВГ креативные и способны генерировать нестандартные идеи. Они активны и энергичны, что позволяет им воплощать в жизнь свои прекрасные идеи, если они не теряют к ним интерес. Могут быть многозадачными. 

Учить учиться 

Кабинеты учителей-дефектологов, сенсорная комната, безбарьерная среда… В школе создано все для реализации принципа инклюзии в образовании. Два года назад здесь заработала сенсорная комната для учащихся с особенностями психофизического развития (ОПФР) и СДВГ, отправляемся туда.

Кабинеты учителей-дефектологов, сенсорная комната, безбарьерная среда — в школе создано все для реализации принципа инклюзии в образовании.

— В каждом кабинете учителя-дефектолога есть сенсорный уголок, без которого работать с детьми с ОПФР невозможно. Это обязательное требование. Потом у нас появилась возможность выделить целый кабинет, — продолжает Елена Дмитрук. 

Интересуюсь, для чего нужна такая комната. 

— Сенсорная комната — это организованная среда, которая воздействует на сенсорные системы ребенка, помогает снять мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизирует функции центральной нервной системы. В зоне уединения ребенок может расслабиться, справиться с негативными эмоциями, — поясняет собеседница. 

Чтобы получить результат во всех сферах жизни ученика — обучении, игре, повсе­дневных навыках, специалист использует знания сенсорной интеграции:

— Сочетание разных стимулов (например, свето-, звуко- или ароматерапия) оказывает комплексное воздействие на органы чувств. При этом использование различных наборов может оказывать как стимулирующий эффект, так и успокаивающее действие. Часто наблюдаются нарушения в вестибулярной и проприоцептивной системах. Ребенок может быть в поиске интенсивных двигательных ощущений или бояться высоты и препятствий. Или любит бегать, прыгать, толкаться и носить тяжелые вещи. Или ломает игрушки, не ощущая мышечную силу.


Елена Дмитрук в такой ситуации использует утяжеленное одеяло для облегчения симптомов тревоги и стресса, утяжеленный мяч для усиления чувствительности конечностей, развития выносливости или нейротабурет, который повышает общую активность, регулирует тонус, помогает запоминать и понимать смысл прочитанного. 

Генераторы запахов и домики-трансформеры 

В сенсорной комнате есть тактильные панели, способствующие развитию мелкой моторики и двигательной активности. А элементы декора со световыми эффектами повышают исследовательский интерес, привлекают внимание, способствуют развитию зрительных ощущений и общему расслаблению.

— Помимо этого, оснащение сенсорной комнаты практически всегда включает в себя оборудование, использующееся при звуко- и ароматерапии: генераторы запахов, увлажнители воздуха, аудиопро­игрыватели, — проводит небольшую экскурсию учитель-дефектолог. 

Особый уют и атмосферу комфорта здесь придают необычные светильники, а также нестандартная мягкая мебель и различные мягкие игровые модули: домики-трансформеры, сухие бассейны с шарами. 

— С учащимся третьего класса с СДВГ работаю второй год. И уже спустя несколько месяцев наблюдаю положительную динамику. Так, ребенок стал намного спокойнее, адекватнее реагировать даже на замечания, перемены проходят спокойнее, — отмечает Елена Дмитрук. 

Она применяла определенные методики работы: использовала на занятиях утяжелители, каждый из которых весит 500 граммов, надевала их ребенку на ноги.


— Если мы делаем задание за столом, то ученик качается на нейротабурете, стимулирующем мозговую активность. Если он не будет качаться, то не сможет усваивать материал. Иногда даже перекатываем килограммовый мяч, — рассказывает учитель-дефектолог, параллельно показывая используемые предметы. 

Благодаря такой работе ребята со временем показывают для своего уровня хорошие результаты. 

— Важно еще то, что чем раньше родители осознают проблему, чем раньше с детьми начинают работу специалисты, тем лучше результат, — уверена Елена Дмитрук. 

ЦИФРА

В 2024-м учебном году в Минске открыли 15 классов совместного обучения и воспитания, в которых занимаются дети с СДВГ. Это классы с меньшей наполняемостью — не более 20 человек.

В ТЕМУ 

В Министерстве образования отметили, что подготовке педагогических кадров уделяется особое внимание. Например, в вузах в примерные учебные планы по направлению «специальное и инклюзивное образование» включены учебные дисциплины, затрагивающие темы профилактики и коррекции проблемного поведения, диагностики и сопровождения при СДВГ. Обязательно проводятся семинары‑практикумы по этой тематике в учреждениях образования. Создана и уже реализуется дорожная карта, разработанная и утвержденная Министерством образования, Министерством здравоохранения и Министерством труда и социальной защиты на 2022–2025 годы.

semenkova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter