Реализация принципа инклюзии в образовании — одно из основных направлений государственной политики. В детских садах, школах, колледжах и вузах стараются создать максимально комфортные условия обучения для каждого учащегося, в том числе для детей, индивидуальные потребности которых обусловлены их состоянием здоровья. Как в средней школе № 9 Минска помогают ребятам с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) адаптироваться к процессу обучения, узнала корреспондент «Р».
Особый подход
Синдром дефицита внимания и гиперактивности — достаточно частый психиатрический диагноз, который проявляется трудностями концентрации и поддержания внимания, гиперактивностью и импульсивностью. Такой ребенок есть практически в каждом классе, акцентирует внимание в начале беседы учитель-дефектолог средней школы № 9 Минска Елена Дмитрук:— СДВГ встречается у 5–9 процентов всех детей школьного возраста (в Беларуси, по последним данным, — 6 процентов). У мальчиков вероятность СДВГ в четыре раза выше, чем у девочек.
В средней школе № 9, где обучаются около 1700 ребят, официальный диагноз СДВГ стоит у одного учащегося.
Интересуюсь: какие же формы обучения больше всего подходят таким детям?
— Учащиеся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности обучаются в рамках совместного воспитания. Важно понимать, что ребята с СДВГ нормотипичные, они занимаются по обычным образовательным программам. Главное проявление синдрома — нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение. Это наблюдается в повышенной двигательной активности, нарушении внимания и импульсивности.
— Важно часто менять деятельность, проговаривать им правила, также рекомендовано обучение за первой партой, чтобы ребенок в первую очередь был в поле зрения учителя. Это необходимо еще и для того, чтобы учащегося не отвлекали стенды и дополнительные материалы в классе.
По ее словам, ребята с СДВГ креативные и способны генерировать нестандартные идеи. Они активны и энергичны, что позволяет им воплощать в жизнь свои прекрасные идеи, если они не теряют к ним интерес. Могут быть многозадачными.
Учить учиться
Кабинеты учителей-дефектологов, сенсорная комната, безбарьерная среда… В школе создано все для реализации принципа инклюзии в образовании. Два года назад здесь заработала сенсорная комната для учащихся с особенностями психофизического развития (ОПФР) и СДВГ, отправляемся туда.
Кабинеты учителей-дефектологов, сенсорная комната, безбарьерная среда — в школе создано все для реализации принципа инклюзии в образовании.
— В каждом кабинете учителя-дефектолога есть сенсорный уголок, без которого работать с детьми с ОПФР невозможно. Это обязательное требование. Потом у нас появилась возможность выделить целый кабинет, — продолжает Елена Дмитрук.
Интересуюсь, для чего нужна такая комната.
— Сенсорная комната — это организованная среда, которая воздействует на сенсорные системы ребенка, помогает снять мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизирует функции центральной нервной системы. В зоне уединения ребенок может расслабиться, справиться с негативными эмоциями, — поясняет собеседница.
Чтобы получить результат во всех сферах жизни ученика — обучении, игре, повседневных навыках, специалист использует знания сенсорной интеграции:
— Сочетание разных стимулов (например, свето-, звуко- или ароматерапия) оказывает комплексное воздействие на органы чувств. При этом использование различных наборов может оказывать как стимулирующий эффект, так и успокаивающее действие. Часто наблюдаются нарушения в вестибулярной и проприоцептивной системах. Ребенок может быть в поиске интенсивных двигательных ощущений или бояться высоты и препятствий. Или любит бегать, прыгать, толкаться и носить тяжелые вещи. Или ломает игрушки, не ощущая мышечную силу.
Елена Дмитрук в такой ситуации использует утяжеленное одеяло для облегчения симптомов тревоги и стресса, утяжеленный мяч для усиления чувствительности конечностей, развития выносливости или нейротабурет, который повышает общую активность, регулирует тонус, помогает запоминать и понимать смысл прочитанного.
Генераторы запахов и домики-трансформеры
В сенсорной комнате есть тактильные панели, способствующие развитию мелкой моторики и двигательной активности. А элементы декора со световыми эффектами повышают исследовательский интерес, привлекают внимание, способствуют развитию зрительных ощущений и общему расслаблению.— Помимо этого, оснащение сенсорной комнаты практически всегда включает в себя оборудование, использующееся при звуко- и ароматерапии: генераторы запахов, увлажнители воздуха, аудиопроигрыватели, — проводит небольшую экскурсию учитель-дефектолог.
Особый уют и атмосферу комфорта здесь придают необычные светильники, а также нестандартная мягкая мебель и различные мягкие игровые модули: домики-трансформеры, сухие бассейны с шарами.
— С учащимся третьего класса с СДВГ работаю второй год. И уже спустя несколько месяцев наблюдаю положительную динамику. Так, ребенок стал намного спокойнее, адекватнее реагировать даже на замечания, перемены проходят спокойнее, — отмечает Елена Дмитрук.
Она применяла определенные методики работы: использовала на занятиях утяжелители, каждый из которых весит 500 граммов, надевала их ребенку на ноги.
Благодаря такой работе ребята со временем показывают для своего уровня хорошие результаты.
— Важно еще то, что чем раньше родители осознают проблему, чем раньше с детьми начинают работу специалисты, тем лучше результат, — уверена Елена Дмитрук.
ЦИФРА
В 2024-м учебном году в Минске открыли 15 классов совместного обучения и воспитания, в которых занимаются дети с СДВГ. Это классы с меньшей наполняемостью — не более 20 человек.
В ТЕМУ
В Министерстве образования отметили, что подготовке педагогических кадров уделяется особое внимание. Например, в вузах в примерные учебные планы по направлению «специальное и инклюзивное образование» включены учебные дисциплины, затрагивающие темы профилактики и коррекции проблемного поведения, диагностики и сопровождения при СДВГ. Обязательно проводятся семинары‑практикумы по этой тематике в учреждениях образования. Создана и уже реализуется дорожная карта, разработанная и утвержденная Министерством образования, Министерством здравоохранения и Министерством труда и социальной защиты на 2022–2025 годы.
semenkova@sb.by