Как в Минске контролеры практикуют нововведение — торможение автобусов между остановками

Поймать зайца на ходу

Вот уже две недели «Минсктранс» тестирует нововведение. С 8 октября контролеры могут проверять оплату проезда в автобусах, тормозя их вне остановочных пунктов, положенных для этих маршрутов. Корреспондент «СБ. Беларусь сегодня» проехала вместе с бригадой контролеров и узнала, каковы первые итоги необычного подхода.

Рисунок Олега КАРПОВИЧА

Сигнальный диск для экспресса


Со старшим смены контрольной службы ДС «Запад-3» Андреем Дроздом и его напарницей, контролером пассажирского транспорта Натальей Бондарь, мы встретились прямо на диспетчерской станции. Подошли к остановке — первый же автобус, который подъехал, оказался экспрессным 83э. Однако проверяющие зашли на его обычной остановке — и ни одного зайца, у всех пассажиров с оплатой все в порядке. Дальше проверка еще нескольких автобусов. И снова без нарушителей.

— Большинство людей относится к нашей работе с пониманием, — отмечает Андрей Дрозд. — Раньше было сложнее, сейчас со стороны пассажиров есть поддержка. Некоторые, из тех, кто всегда платит за проезд, даже просят устраивать проверки чаще. Ведь обидно, когда ты едешь с оплатой, а сосед ее игнорирует…

Мой собеседник, сотрудник опытный, в профессии уже более 6 лет, замечает, что оплачивать проезд стали действительно чаще, чем раньше. Возможно, дело в том, что контролирующая служба расширилась. К примеру, когда Андрей начинал работать, число контролеров не доходило и до 90, сейчас же проверку в столичном транспорте осуществляют 360 сотрудников «Минсктранса».

За 9 месяцев 2019 года в Минске выписано 109.505 штрафов за безбилетный проезд. За тот же период предыдущего года — 111.676.
Снова ждем экспресс. На этот раз — на той остановке, которую по маршруту он проезжает мимо. Андрей достает из сумки специальный сигнальный диск, которым с недавних пор доукомплектован «арсенал» ревизора, и показывает его водителю. Время — около 13.30, дорожная обстановка спокойная, поэтому тот сразу же тормозит и открывает передние двери.

— Не всегда автобус может это сделать, — рассказывают контролеры. — У нас вчера такой случай был: показываем водителю экспресса сигнальный диск. Тот бы остановился, но нашелся лихач, который стал резко перестраиваться перед автобусом, тем самым создавая для всех участников движения неблагоприятные условия. Во избежание опасной дорожной ситуации и тем более ДТП наш коллега принял решение ехать дальше. И поступил правильно: мы и сами стараемся не создавать проблем ни водителю, ни пассажирам, ни окружающему транспорту.

Проверка оплаты почти подошла к концу, в какой-то момент даже можно было поверить в полную сознательность граждан. Однако последняя пассажирка, 19-летняя студентка, все никак не находила в сумке якобы пробитый талон. Тщательно перетряхнув все конспекты и книги, она не смогла предоставить документ, подтверждающий оплату, и тут же была проинформирована контролерами, что может оплатить штраф на месте либо получить квиток, который позволит сделать это в течение 30 дней. Обошлось без скандалов: девушка признала свою неправоту, показала документ, удостоверяющий личность, и уже на остановке оплатила положенные 0,5 базовой величины…

Не в штрафах дело


За первые дни работы по новым правилам зайцев поймали немало, но и количество проданных билетов пошло в гору. Кстати, нынешние изменения в работе контролирующей службы направлены в первую очередь на стимулирование пассажиров к оплате проезда. Ведь именно от реализации проездных документов зависят зарплаты тех, кто причастен к перевозкам в общественном транспорте, а также техническое состояние самих машин. Стратегия уже дает свои плоды.

— Мы не ставим цели кому-либо осложнить жизнь, — пояснил заместитель начальника контрольно-ревизорской службы «Агентства Минсктранс» Сергей Ахролович. — Задача другая: дисциплинировать пассажиров, убедить их оплачивать проезд и тем самым увеличивать сбор выручки с городских маршрутов. Хотим, чтобы каждый понял: проезд — это такая же услуга, как и все остальные. Мы же не уходим из магазина, не оплатив покупки?

Конечно, перед тем как применить новую форму работы, выбрали самых опытных сотрудников, проинструктировали их, а также сообщили перевозчикам о том, что контролеры будут останавливать автобусы с использованием сигнальных светоотражающих дисков.

— В первые дни испытания шли на скоростных и экспрессных маршрутах, их останавливали на промежуточных остановках. Затем начали проверять и обычные автобусы вне остановочных пунктов. Но в этом деле самое главное для нас — безопасность, безопасность и еще раз безопасность, — особо подчеркнул Сергей Ахролович. — Не должен пострадать ни один участник дорожного движения.

Сейчас с сигнальными дисками в городе работает по 6 бригад в первую и вторую смену. Они используют комбинированные методы контроля, то есть какое-то время проверяют оплату привычным способом, а при возможности — отправляются на участки, где можно тормозить автобус вне остановочных пунк­тов.
Новый подход к проверке оплаты проезда в Минске оправдывает себя: зайцев поубавилось.
Кстати, некоторые задают вопрос: почему такие меры приняты только по отношению к автобусам? Дело в том, что есть некоторые различия в правилах перевозок на разных видах городского транспорта. Если в автобусе пассажир должен оплатить проезд до начала поездки, то в троллейбусах и трамваях — при условии оплаты бесконтактной картой — до следующей остановки. То есть контролерам нужно будет еще доказать, что безбилетник едет более одной остановки. Хотя и в автобусах проверяющие стараются всегда входить в положение пассажиров.

— Это может быть пожилой человек или мама с ребенком, — приводит пример Наталья Бондарь. — Конечно, по правилам они должны сразу же оплатить проезд. Но кто-то долго заходил, кому-то трудно передвигаться по салону… Иногда бывают ситуации, когда у водителя закончились талоны или сдача. К каждому пассажиру пытаемся найти индивидуальный подход, у нас нет задачи собрать больше штрафов. Наоборот, всегда уточняем, нет ли у безбилетника каких-либо льгот. Иногда люди, видя нас, пугаются и забывают, что имеют право на бесплатный проезд.

Впрочем, хотя несознательных граждан хватает, тех, кто понимает, что оплата проезда — это наша обязанность, все равно в разы больше. А ведь чем большую выручку соберет предприятие от продажи билетов, тем выше будет качество перевозок.

osokina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter