Источник: Знамя юности
Знамя юности

Учитель географии устраивает школьникам виртуальные и реальные экскурсии, чтобы помочь подготовиться к ЦТ

Поставить точку на карте

Хотите развиваться – не сидите в четырех стенах. Ученики Лошницкой гимназии Борисовского района уже давно не удивляются, когда им предлагают провести занятия по географии на открытом воздухе. Если бы ребята раздавали титулы, увлеченная Лилия Дервоед наверняка получила бы звание идеального педагога. И на следующий учебный год она запланировала для них сюрприз: все лето будет разрабатывать интерактивные карты с виртуальными экскурсиями, чтобы любимые ученики в один клик могли оказаться за тысячи километров. Сегодня Лилия Ивановна расскажет, как сдать ЦТ по географии, не проводя все время в заточении с учебниками. 

Лилия Дервоед и ее ученица Мария Пехота

- Ветер колышет зеленые листочки, птички заливаются мелодичными трелями, стрекочут кузнечики, журчит вода, ребята фиксируют в конспектах наблюдения, – Лилия Ивановна со вкусом описывает один из уроков, листая яркие снимки в телефоне. – Как мне преподавать только по учебникам, когда на расстоянии вытянутой руки весь наглядный материал? Бери – и показывай! За учебный год примерно 5–6 тем можно изучить вне класса. Берем учебники-тетради подмышки и отправляемся на экскурсию. Это в городе учителю сложнее, а у нас сельская местность. Тему рек изучаем по родной Лошице, она у нас практически по территории бежит, вопросы грунтовых вод легко объяснять у местного родника, теория природных комплексов идеально изучается в школьном яблоневом саду – в нем почти 70 деревьев.

Лучше один раз увидеть – принцип, которым педагог руководствуется при обучении. Когда однажды во время занятий проговаривала тему промышленности, задумалась, как помочь детям закрепить сложную информацию визуально. В итоге разработала несколько динамических карт. У каждого учащегося есть к ним доступ. Пару нажатий на клавиатуре – и перед глазами карта с флажками. Каждый из них активный – при клике появляются информация, картинки, ссылки. Удобно! 


Лилия Дервоед улыбается:

– На лето задала себе новое домашнее задание. Вместе с моим бывшим учеником, а сейчас учителем нашей гимназии Андреем Морозовым, разрабатываем интерактивную карту Европы. Всю фактуру берем в учебниках – нам важно, чтобы по этому материалу дети быстро и легко повторили информацию к централизованному экзамену. Но на этом не ставим точку! В дополнение к сведениям о каждой стране, а их будет примерно 15, загрузим интерактивные экскурсии, чтобы каждый мог прогуляться по незнакомым улочкам.

Чтобы сдать ЦТ на высокий балл, обязательно надо ориентироваться в географических картах. Вы выполните 40 процентов теста, если хорошо проштудируете две темы: изучите карту мира и основательно повторите географию Беларуси. В подтверждение Лилия Ивановна открывает атлас:

– Из года в год на ЦТ есть задания с использованием карт, рисунков, диаграмм. Поэтому на уроках призываю: «Сканируйте глазами!» Обязательно работайте с картографическим, иллюстрационным материалом, который размещен в учебниках. Подготовиться к экзамену по географии непросто. Необходимо запомнить немало информации. Карты и города похожи друг на друга, а множество специальных терминов сбивают с толку и смешиваются в памяти. Поэтому первыми делом определите ключевые аспекты. Вооружитесь планом подготовки и выделите задачи, которые потребуют больше времени. Подчеркните уже известные сведения и сосредоточьте внимание на новых. Старайтесь правильно понять материал, чтобы он лучше отложился в голове.


Лучше всего работает подход «повторение – мать учения», заверяет педагог:

– Теорию и практику нужно чередовать. Почитал параграфы – сделал тест. На следующем занятии выполните проверочный по предыдущей теме, а затем переходите к изучению новой. Завершив раздел, пройдите комплексную проверочную работу по всем темам.

А что делать, если времени на подготовку осталось совсем мало? У Лилии Ивановны есть годный лайфхак. Он основан на факте, что все задания к тестам построены исключительно на информации из школьных учебных пособий. Поэтому берем учебники и повторяем весь материал, выделенный в книгах жирным шрифтом. Поверьте, вам обязательно что-то попадется из прочитанного.

СОВЕТЫ ОТ ЛИЛИИ ДЕРВОЕД 

1 После каждой изученной темы выполняйте тест.

Выписывайте все географические понятия. Используйте карточки, чтобы запомнить важные термины.  С одной стороны листа укажите термин, а с другой запишите определение и краткое пояснение. Создавайте карточки постепенно, в процессе подготовки – к концу учебы у вас соберется полный набор ключевых терминов, которые будет легко учить и повторять. Возьмите случайную карточку из стопки и попытайтесь вспомнить определение термина, а затем сравните свой ответ с записью на обратной стороне. Такой способ позволяет запомнить большое количество информации.

Обращаем внимание на схемы, диаграммы, картосхемы.

2 Сравниваем страны мира, а в географии Беларуси – районы и области.

Все географические объекты, которые упоминаются в текстах параграфа, находим и отмечаем на карте. Работать с картами достаточно сложно, но есть несколько способов эффективно запоминать объекты. Обращайте внимание на их формы. Например, Италия напоминает своими очертаниями сапог. Сначала изучайте крупные города, а затем переходите к меньшим населенным пунктам. Придумывайте акронимы, которые позволят закрепить названия объектов. Запоминайте города и страны с помощью текстов песен.

3 Используйте интерактивные карты и онлайн-тесты.

Учитесь решать задачи на определение амплитуды температур, на изменение температуры с высотой, среднемесячной температуры.

4 Тренируйтесь читать климатодиаграммы.

Составьте таблицу: природная зона-почва-растительность-животный мир.

5 Повторяйте простые факты.

Даже если они вам хорошо известны, их легко забыть в процессе работы над другими темами. Наверняка вы сосредоточились на тех аспектах, в которых не столь хорошо ориентируетесь. Но перед экзаменом не помешает повторить и более простые вопросы.

azanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter