Эксперты — о том, какие месседжи мировому сообществу содержатся в Послании Президента

Послание миру

Послание Президента было адресовано не только белорусскому народу и Национальному собранию. Выступление Главы государства как лидера нации внимательно смотрели и слушали во всем мире. Тезисы, озвученные Президентом, обозначили позицию нашей страны по многим актуальным для всего мирового сообщества вопросам. В том числе о том, что сегодня представляет собой Беларусь, к чему стремится и каким видит дальнейшее развитие мировых событий. О том, какие сигналы были поданы вовнутрь и вне, на круглом столе «СБ. Беларусь сегодня» рассуждают председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по международным делам и национальной безопасности Сергей Рачков, заместитель председателя Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания Игорь Мартынов, декан факультета международных отношений Белорусского государственного университета Елена Достанко и аналитик Белорусского института стратегических исследований Эдуард Северин.

Сергей Рачков.
Игорь Мартынов.
Фото Александра Кулевского.
Елена Достанко.
Эдуард Северин.
Фото Павла Богуша.
 Тема Послания Президента белорусскому народу и Национальному собранию была обозначена как сохранение суверенитета и независимости. Почему, на ваш взгляд, именно на ней был сделан акцент?

С. Рачков: Акцент на теме суверенитета и независимости в Послании Президента связан с тем, что в последнее время существенно изменилась геополитическая и военно-стратегическая обстановка вокруг Беларуси. Расширение НАТО на Восток, укрепление военного присутствия этой организации на наших западных границах, недружественные действия Украины на южном фланге, а также реваншистские заявления польских политиков повышают риски в сфере обеспечения безопасности и территориальной целостности Беларуси. Лишение стран суверенитета, постановка их под внешнее управление — стратегическая цель США. Они ее реализуют в отношении любого государства. Мы видим, как страны ЕС оказались в полном подчинении Соединенных Штатов Америки, действуют в их интересах, а не в интересах своих стран.
Потерять суверенитет и независимость — значит лишиться выстраданной многими столетиями своей государственности, права самостоятельно определять путь развития страны. 
Об этой опасности Глава государства предупреждает постоянно. Теперь он сделал это концентрированно в своем обращении к белорусскому народу и Парламенту для того, чтобы наши люди могли глубже понять остроту политического момента, намерений наших внешних и внутренних противников действовать против нас силовыми методами. Мы должны понимать, что только сохранение суверенитета позволит обеспечить мир в нашей стране. В этом, на мой взгляд, главный месседж Президента.

Э. Северин: Вся история нашей государственности — это борьба за реализацию права белорусского народа на самоопределение, права на создание своего государства, права на суверенитет и независимость. Именно суверенитет и независимость создают основу для организации жизненного пространства народа как на территории государства, так и на международной арене, фундамент для защиты национальных интересов, национальных ценностей, прав и свобод человека и гражданина, сохранения национальной самобытности. Вместе с тем, как показывает политическая практика, суверенитет и независимость не являются политической константой.  
Специфика современной политической реальности заключается в неприкрытом стремлении хорошо известных политических акторов все активнее влиять на неугодные политические режимы через различные «демократические процедуры», нарушая при этом все разумные границы международного права. 
Глава государства, обладая врожденным политическим чутьем, умением расставлять приоритеты, формировать на основе глубокого анализа политическую повестку, более других понимает сложившийся сегодня беспрецедентный уровень рисков и угроз для суверенитета и независимости нашей страны.

Е. Достанко: Нужно сказать, что наступило время именно для формулирования четкого посыла внешнему миру: суверенитет и безопасность Беларуси будут обеспечены всеми возможными средствами. Чем характеризуется международная ситуация сейчас? Это разрушение большинства договоров по международной безопасности, существенное снижение многосторонности, непримиримые политические ценностные различия между евразийством и евроатлантизмом. В отношении Беларуси западные государства предприняли политические, экономические ограничительные меры, оказывают военное давление, что абсолютно неприемлемо для нас, и мириться с этим невозможно. В целях сохранения главных прав любого государства (суверенитета и независимости) право Главы государства — предпринять любые упреждающие меры, чтобы снизить военные угрозы для нашей страны. Необходимо использовать политический, экономический и социально-культурный потенциал для отпора санкциям и укреплять интеграционную повестку: в рамках Союзного государства Беларуси и России, Евразийского экономического союза, ШОС, а также с дружественными странами не-Запада.

— Президент четко определил шесть основных условий сохранения белорусской независимости и суверенитета. Как вы считаете, чем обоснован их выбор?

Е. Достанко: Глава государства абсолютно ясно сформулировал шесть основных условий сохранения независимости и суверенитета: народное единство, укрепление исторической памяти и правды, развитие экономики, социальное государство, независимая внешняя политика и обороноспособность. Это взаимосвязанные условия. Без единства народа, опирающегося на национальную историческую память и, что очень важно, правду, невозможно реализовывать функции государства и осуществлять государственное управление во всех сферах, в том числе в сфере экономики и социальной сфере. В отношении внешней политики: у Беларуси есть национальные интересы, следовать им и защищать — основная задача. Обороноспособность государства — это уровень развития экономической, военной, информационной, социальной сфер, позволяющий защищать независимость государства.

С. Рачков: Кто-то может удивиться, что Президент среди первых условий независимости и суверенитета назвал народное единство, историческую память и социальную справедливость, а только потом раскрыл взаимозависимость суверенитета с вопросами экономики, независимой внешней политики и обороноспособности. Мне представляется аргументированным ценностный подход Главы государства в определении условий суверенитета Беларуси. Именно эти нравственные ориентиры и качества выделяют нашу нацию, они лежат в основе белорусской государственности, менталитета народа, способности противостоять врагам и побеждать. Защищая историческую правду, традиции, культуру, государственные символы, настоящих героев, мы укрепляем свой суверенитет. Относительно экономики отмечу, что ее роль ключевая, от уровня ее развития зависят и обороноспособность, и возможность осуществлять самостоятельную внешнюю политику. Поэтому Глава государства всегда подчеркивал важность экономического развития для обеспечения независимости. Вот и в Послании Президент четко заявил, что если будет экономика, то никакие угрозы нам не будут страшны.

фото Александра Кушнера.

— Говоря о суверенитете и независимости, Глава государства обозначил, что роль Беларуси, небольшого по мировым меркам государства, может быть значимой. Иначе бы не вкладывали миллиарды в пропаганду, направленную против нее. Какую именно роль играет сегодня страна на мировой арене, которая не дает покоя тем, кто выступает против нашего суверенитета и независимости?

Е. Достанко: Говоря о роли нашей страны на международной арене, необходимо отметить, что Беларусь активно укрепляет и развивает международное сотрудничество. Небольшое государство проводит заметную внешнюю политику, которая влияет на ситуацию в регионе, расширяет возможности многосторонности в рамках крупных региональных международных организаций, выстраивает двусторонние отношения на очень высоком уровне с Российской Федерацией, Китайской Народной Республикой, ищет новых дружественных партнеров в Африке, Латинской Америке и Азии.

Особо хотелось бы сказать о Шанхайской организации сотрудничества: наша страна планирует повысить свой статус в организации с наблюдателя до полноправного члена и уже подала заявку. Один из важнейших элементов — ШОС придерживается линии, исключающей блоковые, идеологизированные и конфронтационные подходы к решению проблем международного и регионального развития. Сотрудничество нашей страны с ШОС открывает новые перспективы в политической и торгово-экономической сферах: улучшение транспортной инфраструктуры, совершенствование транзитного потенциала, участие Беларуси в обеспечении продовольственной безопасности в рамках организации, использование ее потенциала для продвижения собственных интересов в сфере энергетики, главным образом в контексте введения в эксплуатацию БелАЭС, участие Беларуси в вопросах дальнейшего сопряжения ЕАЭС и инициативы «Один пояс, один путь», где ШОС может являться связующим звеном.  
Беларусь может стать скорее «западным заслоном» ШОС. Речь идет о «заслоне» против торговли оружием, наркотиками, людьми. Беларусь успешно борется с этими угрозами, и именно они признаны центральным элементом ШОС.  
На этом направлении и будет выстроен обмен информацией и координация наших стран. Если западные государства и объединения будут готовы исполнять взятые на себя обязательства по Уставу ООН, а также присоединиться к ценностям безопасности, борьбы против экстремизма и сепаратизма на равноправной основе, то можно будет вести дискуссию относительно безопасности как в отдельно взятом государстве, так и в регионе в целом.

И. Мартынов: Наша страна всегда находилась на важном геополитическом направлении. Все войны, которые были со времен Наполеона, проходили через Беларусь. Это ближайший путь на Россию, на Москву. Мы как кость в горле для Запада и Соединенных Штатов Америки, которые и возглавляют западную коалицию. Посмотрите, какая ситуация складывается вокруг. Страны Балтии уже в НАТО. Мы также видим, что сейчас происходит в Украине. Наша страна — это балкон, который очень мешает Западу. Их задача — расшатать нас и втянуть весь мир в третью мировую войну. А если мы сломаемся, то не будет России. А не будет России — не будет всего мира.

Э. Северин: Республика Беларусь как суверенное независимое государство, последовательно отстаивая принципы международного права, выступает за развитие экономического и гуманитарного сотрудничества, демонстрирует «политику открытых дверей». Наше государство как политическое воплощение белорусского народа всегда стремилось быть не реципиентом, а донором безопасности в регионе. Не единожды мы выступали с мирными инициативами. Не случайно Глава государства в Послании вспоминал и Минские соглашения, и так и не реализованный проект «Хельсинки-2».

Стратегическое партнерство с КНР, Российской Федерацией, интенсификация контактов с государствами дальней дуги свидетельствуют о проведении прагматичной самостоятельной внешней политики, что вызывает недовольство отдельных западных «центров силы», на системном уровне оказывающих давление на выбор белорусского народа.
В условиях расширения геополитического противостояния, нарастания военных и гибридных угроз национальной безопасности Республика Беларусь остается «островком мира и созидания» в регионе, что является заслугой как органов государственной власти, так и всего белорусского народа. 
Все это позволяет активно отстаивать национальные интересы. Призывы Президента отойти от вооруженной конфронтации, сесть за стол переговоров не только свидетельствуют о последовательной позиции белорусских политических элит, но и полностью соотносятся с общественным мнением народа Беларуси.

С. Рачков: Нашим недругам не дает покоя именно тот факт, что наша страна во многом самостоятельна как в экономическом, так и политическом отношении. То есть имеет тот самый суверенитет.  
В мире, где господствует неоколониальная система, суверенитет — чрезвычайная ценность.  
Так называемый коллективный Запад уже и не скрывает, что его не устраивает ни внутренняя, ни внешняя политика, которую проводит белорусское руководство. Запад желает создать концентричный или однополярный мир, управляемый из одного центра и подчиненный интересам глобального гегемона — США. Беларусь не одна в своем стремлении не подчиняться англосаксонским странам. Россия, Китай, страны БРИКС и ШОС также стремятся к многополярному миру без единого центра управления, в котором никто не навязывает никому своих политических подходов, интересов и ценностей. Это категорически не нравится США и их сателлитам, отсюда санкционная политика, давление, угрозы и шантаж в отношении несогласных, среди которых и Республика Беларусь.

— Гарантии нашей безопасности со стороны Запада по Будапештскому меморандуму улетучились вслед за выводом последней ядерной ракеты с нашей территории. При этом Глава государства подчеркнул, что сегодня имеет место глобальная потеря доверия между государствами. Именно поэтому в выступлении Президента прозвучали и тезисы о размещении ядерного оружия на территории Беларуси как способе сохранения суверенитета и независимости страны. О чем говорит тот факт, что разговор на языке силы — это единственное, что сегодня может образумить отдельные страны?

И. Мартынов: В 1996 году наша страна подписала Будапештский меморандум по выводу ядерного оружия с территории Беларуси. Мы его добросовестно выполнили, все оружие вывели. После чего попали под все возможные санкции, которые только можно было ввести в отношении страны. И так живем уже более 30 лет. Естественно, мы всячески пытались выстроить диалог с Западом. Жить в мире, в соседстве, торговать. У нас никогда не было ни территориальных, ни каких-то других претензий к европейским странам. Но мы видим, что в результате произошло. Нас стали давить еще сильнее.

Чтобы выстоять и выдержать в этой ситуации, было принято решение разместить на территории нашего государства тактическое ядерное оружие. А если понадобится — то и стратегическое. Потому что сегодня слышат только язык силы. Что Глава государства и озвучил в своем Послании, сделав очень сильные заявления.

С. Рачков: В большой политике всегда уважают сильных. Поэтому нашей средней по европейским размерам стране важно обеспечивать на высоком уровне свою обороноспособность. Тем более сейчас, когда сопредельные страны под руководством НАТО проводят агрессивную политику, осуществляют подготовку к возможному вторжению в Беларусь. Решение Главы государства о размещении на нашей территории тактического ядерного оружия является своевременным и стратегически выверенным шагом. Наличие подобного рода вооружения выступает серьезным сдерживающим фактором от посягательств на территориальную целостность Беларуси. Этим мы защищаем не только нашу страну, но и Союзное государство.

— Украинский вопрос. Отдельные СМИ начали высказывать скепсис относительного миротворческого предложения Президента прекратить боевые действия, объявить перемирие без права перемещения, перегруппировки войск с обеих сторон, без права переброски оружия и боеприпасов, живой силы и техники. Почему это вызвало такую бурную реакцию?

С. Рачков: Безусловно, предложения Главы государства контрастируют с тем подходом, которого сегодня придерживаются в Киеве, Вашингтоне, Брюсселе и некоторых других столицах, суть которого — война до победного конца, накачка Украины оружием и деньгами. К чему это может привести, такая эскалация с ядерной державой — Россией, также детально озвучил Президент в Послании.

Глава государства всегда лично активно выступал за мирное урегулирование ситуации в Украине. Напомню, восемь лет назад при непосредственном участии Президента Беларуси Александра Лукашенко была организована работа «нормандской четверки» — формата по урегулированию конфликта в Украине. Именно лидер нашей страны инициировал контакты России и Украины для проведения в Беларуси переговоров по урегулированию ситуации после начала Россией специальной военной операции в Украине.

И. Мартынов: Мирные инициативы Реджепа Эрдогана или Си Цзиньпина носят довольно общий характер. Предложение нашего Президента конкретно и понятно: идет война, ее надо остановить. Прекратить боевые действия на линии соприкосновения. И после этого без предварительных договоренностей сесть за стол переговоров. На это время никаких военных и боевых действий вестись не должно. Определить место, где будут вестить переговоры. Далее главы государств без посредников должны сесть и обсудить те или иные позиции. Такой вариант еще никто не предлагал. До этого речь шла лишь о том, на какие уступки для переговоров должна пойти та или иная сторона. Это был некий торг. Не было конкретного, четкого посыла, кто должен решить этот вопрос. А решать его должны только два государства — Россия и Украина. А для этого нужно остановить боевые действия. Четкость и внятность мирного плана Лукашенко вызвала такую острую реакцию, потому что отличается от остальных идей.

Е. Достанко: Как бы скептически ни относились к предложениям Главы государства, в любом случае это предложение мира, а не войны.  
Проблема в том, что западные государства, объединения и корпорации в своих стратегиях в отношении третьих стран очень часто применяли критериальность, фактически требовали выполнения выдвигаемых условий для развития дальнейшего, в первую очередь, политического сотрудничества.  
Беларусь постоянно находилась в таких условиях.

— «Мы все хотим жить под мирным небом, жить в мире со всеми народами. В этом желании не все, но многое зависит от нас самих», — сказал Президент. Что каждый из белорусов может сделать сегодня, чтобы поддержать курс, заданный Главой государства?

И. Мартынов: В Послании Президент четко обозначил: каждый на своем месте должен заниматься своим делом. Важно также всяческим образом поддерживать и пропагандировать мир и независимость нашей страны на всех площадках. Каждый должен об этом говорить и об этом думать. И воспитывать детей именно в этом духе. Тогда действительно будут мир и спокойствие.

С. Рачков: Главное — поддерживать Президента. Мы должны укреплять свое единство, помнить о своей ответственности перед предыдущими и будущими поколениями, качественно работать каждый на своем месте, поддерживать миролюбивую политику нашего государства, быть готовыми в случае необходимости встать на защиту нашего Отечества.

Э. Северин: Видится правильным, что Глава государства призвал каждого белоруса по мере возможностей участвовать в обеспечении суверенитета и независимости страны. Добросовестный труд, укрепление семейных ценностей, сохранение традиций — вот простые ключи решения этой сложной задачи. В условиях беспрецедентного санкционного давления важным фактором обеспечения устойчивости экономики является развитие экономической инициативы граждан, расширение государственно-частного партнерства, трудовая дисциплина.
На современном этапе нашей государственности необходима консолидация общества вокруг идеи «белорусского проекта», основанного на принципах государственного и народного, экономического и духовного суверенитета. 
И это возможно только при условии народного единства. Нам важно продолжить поиск точек роста — идей, обладающих потенциалом стать основой для формирования «образа будущего» Беларуси.

isaenok@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter