Сегодня все шире в образовательный процесс входят вебинары, презентации, онлайн-контрольные, аудиокурсы. Все это позволяет на более глубоком уровне постигать ученые премудрости. И в Беларуси цифровые новшества давно используются в школах, колледжах, лицеях, вузах. Однако нынешняя ситуация, связанная с распространением коронавируса, частичной самоизоляцией, подстегивает более быстрое развитие удаленных технологий. Насколько они доступны каждому ученику? Готовы ли педагоги к новым формам работы? Когда школы все же отдают предпочтение занятиям в классах?
Краткость в видеоформате
Началась четвертая четверть. Правда, за парты в связи с инфекционной ситуацией сели ученики не во всех школах. В крупных городах, где количество больных коронавирусом больше, чем в деревнях, поселках и райцентрах, предпочтение порой отдается удаленной учебе. «Каждое учреждение образования с учетом своих возможностей и специфики принимает решение о том, каким образом ребенок будет получать домашние задания, как и по каким каналам будет налажена обратная связь с учителем, как будут выставляться отметки (текущая, четвертная, годовая по итогам четырех четвертей)», — передает БЕЛТА слова начальника управления общего среднего образования Министерства образования Ирины Каржовой.В столичной средней школе № 51 уже семь лет пользуются электронными дневниками и журналами schools.by. На эту же платформу учителя загружают видеоматериалы, презентации, тестовые задания.
— Раньше это было в дополнение, а теперь практически по всем предметам такие файлы будут прикрепляться к каждому уроку и каждый день, — рассказывает директор школы Галина Черняк. — Также есть обратная связь с педагогом, когда учащийся, выполнив определенную часть заданий, может отправить работу учителю и тот, в свою очередь, выставит отметки.
Предварительно в школе провели опрос: «Имеется ли у детей дома соответствующая техника: компьютеры, планшеты, ноутбуки?» «Да», — ответили все родители. Мама четвероклассника Галина Владимировна говорит, что нужно помочь ребенку организовать рабочее место:
— Если для среднего звена и старших классов прикрепленных заданий будет, видимо, много, то для начальной школы есть ограничения. Нельзя, чтобы у ребенка была большая нагрузка на глаза из-за использования компьютеров. Учителя это знают, поэтому, если прикрепляют видеофрагмент, то он должен быть буквально на несколько минут.
Из минусов — дома много возможностей списать ответы на тест. На это Галина Владимировна отвечает:
— Для того чтобы выполнить тест, ребенку необходимо прочитать параграф. Если списывать, то нужно подумать, как загуглить, найти источники информации и оттуда взять необходимый ответ. Тестовые задания — это не только фактический материал, это вопросы на сравнения, анализ, то, что в интернете не найдешь. И если не изучил параграф, не ответишь на вопросы. Поэтому, когда ребенок, прочитав учебник, еще в интернете ищет дополнительную информацию — это большой плюс.
К слову, в школе для дистанционного обучения ребят педагоги используют не только платформу schools.by. Например, преподаватели английского языка связываются с учениками по видеосвязи с помощью Skype, Zoom. Английский может быть в онлайн-режиме: учитель одновременно дает материал тем, кто в классе, и тем, кто присоединился онлайн через Skype, Zoom.
— Чтобы преподаватели чувствовали себя увереннее в четвертой четверти, мы занимались их методической подготовкой в использовании информационно-коммуникационных технологий, — говорит директор школы. — Провели семинары, мастер-классы. Педагоги, которые активно пользовались информационными технологиями раньше, поделились опытом c теми, кто не так часто использовал их. И этот принцип — «равный обучает равного» — хорошо сработал.
Гигабайты знаний
Дистанционное образование — это не просто монолог преподавателя, здесь нужна специальная методика, специально разработанные материалы. Некоторые учебные заведения готовились внедрять в программу удаленное обучение еще до пандемии, поэтому у них есть определенные наработки.
Старший преподаватель экономического факультета БГУ Михаил Чепиков говорит: тенденции сегодня таковы, что образование должно перейти от массового к индивидуальному. Сперва учащийся с помощью педагога проходит новую тему, а потом выполняет практическую часть, размещенную на образовательном портале:
— Устанавливается дедлайн. При выполнении проверочных заданий можно пользоваться всеми ресурсами, помогать друг другу. Таким образом, ученики самостоятельно изучают материал со своей скоростью. Основной же недостаток дистанционной формы обучения — отсутствие мотивации и социализации.
Ирина Каржова отмечает, что учителя и учреждения образования к удаленной учебе готовы и уже работали в этом направлении на протяжении определенного промежутка времени. Многое сделано и для организации образовательного процесса с использованием информационных технологий. Более 90% учреждений образования имеют скоростной интернет, более 85% технически готовы к дистанционному обучению:
— Проанализировали готовность педагогов. Сегодня у нас более 85% учителей готовы начать образовательный процесс с использованием информационных технологий. И более 75% учащихся готовы начать обучение удаленно. Каналы взаимодействия — электронная почта, сайт учреждения образования, скайп, вайбер — выбирает учреждение образования в зависимости от специфики, возможностей и технического оснащения.
Электронные версии учебных пособий размещены на национальном образовательном портале в бесплатном доступе. Также поступили и некоторые издательства относительно рабочих тетрадей по учебных предметам. Среди популярных платформ по удаленке — Moodle, Zoom, Yandex.
Время сегодня заставляет в ускоренном режиме осваивать новые возможности цифрового общества. Это касается и дистанционного обучения. Дети учатся работать самостоятельно, преподаватели — вести занятия в видеоформате. Причем все эти наработки пригодятся и в будущем.
Есть контакт
Образовательные центры в онлайн сегодня перешли частично или полностью. Руководитель языковой школы Татьяна Кашкан говорит, что они довольны дистанционными занятиями: «Одна неделя — это пять уроков, четыре основных и один повторяющий. Без домашки. Наш принцип в том, что человек уделяет языку всего 15 минут в день, запоминает материал. На следующий день его повторяет и узнает что-то новое. Один видеоурок — это грамматика и лексика плюс дополнительный материал для изучения. Такой курс подходит как для начинающих, так и для тех, кто в школе учил язык, но забыл. Еще у нас есть вебинары, закрепляющие часовые занятия по Skype, если ученик хочет задавать вопросы. По Skype мы обсуждаем материал и сложные моменты. Также есть занятия, где учащиеся разбиваются на пары и разговаривают, записывают свой диалог и отправляют мне. Я проверяю, указываю на ошибки и корректирую».Преподаватель английского языка Наталья Миронович говорит, что, если клиент не желает заниматься удаленно, а хочет обучаться в офисе, никто не имеет права отказать ему. Ксения Сусло — одна из учениц Натальи — уверена, что дистанционное обучение пока не очень эффективное: «Для меня важен прямой контакт с преподавателем. К тому же я понимаю, что быстрый переход на удаленку сопряжен со многими трудностями. К работе по-новому не всегда готовы преподаватели, ведь нужны специально разработанные для такой формы обучения материалы. А их подготовить за короткий промежуток времени вряд ли возможно».
По большей части обучение очное в музыкальных школах. Есть лишь единичные примеры, когда вводятся онлайн-курсы по игре на инструменте, вокалу, компьютерной аранжировке и сольфеджио. Педагог по вокалу Елена Бабук говорит, что с технической точки зрения организовать занятие на удаленке легко — нужен компьютер с веб-камерой или телефон.
— Но порой проблема возникает из-за качества картинки и звука, что зависит от характеристик устройства, через которое подключаются к интернету. К тому же педагог не может до конца быть уверен, правильно ли работают нужные мышцы у ученика. В классе можно показать, пощупать, потрогать. А на удаленке этого не сделаешь. Некоторые боятся нарушить покой соседей. Это не позволяет расслабиться и заниматься комфортно. К тому же не происходит мощного энергетического обмена между преподавателем и учеником, как в классе. Со стороны педагога могу сказать, что сложно провести несколько занятий подряд, сидя у экрана компьютера.
Преподаватель игры на гитаре и ударных Дмитрий Михедко считает, что дистанционное обучение набирает популярность: «У меня много учеников из Минска, хотя, казалось бы, школа находится в столице: что мешает приехать лично? Но выбирают онлайн-формат. Однако у учеников эффективность обучения в онлайн-формате снижается в среднем на 10—20%. Но опять же, грамотно выстроенное занятие приносит достойный результат».
Гибкий подход
Проректор по учебной работе БГУИР Валерий Прытков рассказывает, что главное преимущество дистанционной формы обучения — гибкий график учебы:— Студентам не нужно присутствовать в университете по расписанию, все обучение проходит онлайн с использованием системы электронного обучения. Благодаря возможностям этой системы контакт с преподавателем поддерживается постоянно.
Студент может задать вопрос и оперативно получить ответ, не дожидаясь установленных дней консультаций. Очное присутствие студента требуется только для аттестации в конце каждого семестра, а также для итоговой аттестации.
С использованием дистанционных образовательных технологий в БГУИР осуществляется ликвидация разницы в учебных планах, возникшая после восстановления или выхода из академического отпуска. Кроме того, у студентов есть возможность дополнительного изучения дисциплин. Так, например, студент-очник может взять себе еще одну или несколько дисциплин, которые ему интересны, но которых нет на его специальности, и изучать их с использованием дистанционных образовательных технологий. Из года в год количество студентов, выбирающих такое обучение, растет. Аналогичные возможности по изучению отдельных курсов БГУИР предлагает и в рамках дополнительного образования взрослых.
— Задумываемся над тем, чтобы организовать лекции в форме вебинаров, например, или использовать в учебном процессе наработки ИT-компаний, — рассказывает проректор.
Чтобы научить преподавателей пользоваться новыми технологиями, разработан обучающий видеокурс.
— Если поступает заявка от кафедры — проводим отдельный семинар, — говорит Валерий Александрович. — В большинстве своем преподают дистанционно активные, интересующиеся современными технологиями специалисты, способные осваивать их самостоятельно. Стоит отметить, что переход к использованию дистанционных образовательных технологий также требует и изменения отношения преподавателей к организации учебного процесса, увеличивается объем внеаудиторной нагрузки, меняются требования к подготовке обучающих материалов. Эти вопросы БГУИР прорабатывает в рамках экспериментального проекта по согласованию с Министерством образования.
Пиковые перемены
По данным «Белтелекома», в последние недели повысился спрос на услуги доступа в интернет и телевидения. Технические специалисты фиксируют рост нагрузки на внешний шлюз в пределах 10%. Также констатируют, что пиковые часы, которые ранее, как правило, приходились на вечернее время, немного сместились на дневное.В ТЕМУ
Валентина Гинчук, директор Национального института образования:
— В целях создания национального ресурса для обеспечения поддержки индивидуального обучения учащихся Главный информационно-аналитический центр Министерства образования совместно с Национальным институтом образования и Академией последипломного образования приступил к разработке единой образовательной платформы. Предполагается, что данная платформа будет использоваться на безвозмездной основе всеми участниками образовательного процесса. На ней будут размещены учебно-методические материалы: видеофрагменты уроков, аудиоматериалы, интерактивные задания, схемы, карты. Платформа позволит организовать основные этапы самостоятельной работы учащихся: изучение нового учебного материала, его закрепление, самоконтроль, а также онлайн-взаимодействие учащихся, педагогов и родителей. Работать она будет на серверах, расположенных в Беларуси.
infong@sb.by