Руководитель крупного сельхозпредприятия, занимающегося переработкой мяса, заметил: в наше время у продукции высокого качества, как у медали, две стороны. Ее не только охотно покупают, но и стремятся подделать, особенно на внешнем рынке. Причем в последнее время процесс приобретает все более изощренные формы. Как с этим бороться?
В СМИ не раз мелькали сообщения, что под маркой известных белорусских предприятий в России выпускаются мясные и молочные продукты. Эти подделки не только убытки от упущенной выгоды, но и сильный удар по репутации. Как правило, подпольные производители делают все из низкокачественного сырья, создавая тем самым у неискушенных тамошних покупателей иллюзию, что белорусские продукты не так уж хороши, как принято считать.
С ними можно, нет, нужно бороться. Искать изготовителей контрафакта, подавать в суд, требовать максимального наказания, чтобы другим было неповадно. Но нельзя забывать и о другом аспекте проблемы. Противостоять подделкам можно и нужно активной маркетинговой политикой. Должно быть как можно больше своих товаропроводящих сетей и сведение к минимуму посредников в соседних странах. Именно последние порой хорошо зарабатывают на бренде «белорусские продукты питания», открывая киоски, магазины и даже целые торговые сети. Именно там легче всего внедрить поддельные товары.
Российские предприниматели признают: несмотря на кризис, у них в стране по-прежнему высок спрос на качественные продукты премиум-сегмента. Такой товар труднее всего подделывать, да за него подпольные дельцы и редко берутся. Поэтому нам надо пользоваться моментом, больше выпускать такой продукции. Это значит, что предприятие в натуральном выражении может экспортировать меньше сыра, но из-за его высоких потребительских свойств выручка будет большей. Так, например, поступил один из молочных заводов, который напрямую наладил продажу дорогого сыра в сеть московских ресторанов.
Сложнее что-то противопоставить другой категории дельцов. Они открыто пишут на упаковках юридические адреса и, похоже, совсем не боятся санкций.
Вот пример. Питерское предприятие рекламирует свои пельмени под названием «Белорусские сочные». Не отстают в стремлении нажиться на самом названии нашей страны и южные соседи. Например, в Украине начали производить мороженое «Белая бяроза». Реклама покруче российской: «Обаяние Беларуси — в мягких переливах утреннего неба над размытой линией горизонта, в опьяняющем воздухе бескрайнего соснового леса, в баюкающем шепоте березовых рощ, в манящем крике журавлей, в запахе парного молока».
Как призвать к порядку проходимцев, подсказали сами южане. Недавно антимонопольный комитет Украины поставил точку в затянувшемся на год деле об использовании украинским бизнесменом слоганов «Нацыянальныя беларускія традыцыі» и «Традыцыі Беларусі» для масла без белорусского сырья. Ему указали, что это нарушение закона, проявление недобросовестной конкуренции. Распространяемая информация вводила потребителей в заблуждение с целью повлиять на их выбор товара. Антимонопольный комитет специально провел соцопрос. Оказалось, что большинство людей воспринимало эту продукцию, как произведенную в Беларуси. Не помогло предпринимателю и его объяснение, мол, имелись в виду традиции употребления масла в кулинарии Беларуси.
Однако не надо надеяться только на антимонопольные органы соседей. Они за всем уследить не могут. А порой и не хотят. Зато белорусским представителям в этих государствах надо отслеживать все факты недобросовестного использования названия нашей страны. И подсказывать тамошним контролерам, на кого обратить взор.
gedroiz@sb.by
Как бороться с подделками белорусских продуктов за рубежом?
Пора ударить маркетингом по контрафакту
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.