«Антиугонные сосиски» и инвестирование в никуда: воровство становится характерной тенденцией Евросоюза

Попутал бЕС

Если раньше к понятию «загнивающий Запад» советские люди относились с изрядной долей иронии и сарказма, то ныне оно как нельзя лучше характеризует реалии сегодняшнего ЕС. Лавина магазинных краж в Польше и Прибалтике, «тухлый скандал» в Литве не оставляют сомнений: «сад», как назвал ЕС год назад еврочиновник Боррель, оказался откровенно подгнившим. И то ли еще будет. Согласно отчету Eurostat, по итогам 2022 года во всех трех прибалтийских лимитрофах и в Польше над четвертью населения висит дамоклов меч бедности. И не только в них. Тенденция, говорящая о многом.

Сети для воров

В первом полугодии польская полиция зарегистрировала на 40 процентов больше краж в магазинах, чем годом ранее. По данным главного управления полиции, в первом полугодии количество краж составило почти 24 тысячи случаев — и продолжает расти. Крупнейшее издание страны Rzeczpospolita предоставило слово эксперту по торговому рынку Роберту Бегаю, полагающему:
— Одной из основных причин является инфляция и, как следствие, стремительное обнищание поляков. Это, без сомнения, два стимулирующих фактора. Люди стали чаще воровать, потому что они просто не могут сохранять потребление на уровне, к которому привыкли. При этом поляки начали красть товары, которые до этого массово не воровали.
Что же крадут в Посполитой? Самыми популярными у магазинных воров являются продукты питания и товары люкс‑сегмента: дорогие спиртные напитки, парфюмерия, электроника. Торговые сети при этом обычно не хотят публично признаваться, сколько они теряют на кражах, дабы не стимулировать воров. Тем более, как отмечает портал Interia, поляки стали чаще воровать с 2022 года. Воры чаще всего покушались на алкоголь, электронику и табачные изделия, но были и курьезные случаи: так, группа мужчин решила украсть бочки с квашеной капустой и огурцами.

Есть и вопрос сомнительной политкорректности. «Украинские беженцы здесь, разумеется, ни при чем», — иронизирует на сайте газеты Rzeczpospolita один из комментаторов. Как бы то ни было, по некоторым оценкам, лишь 10 процентов преступников задерживаются с поличным. Остальные же убытки лягут в конечном итоге на покупателей, полагает эксперт:
— Торговые сети, которые испытывают подобные проблемы и несут убытки, захотят их компенсировать. И будут пропорционально своим убыткам повышать цены.

Проше, пани, или Дай ми пянондзе!

Впрочем, грабят поляков «несчастные беженцы» не только в магазинах. Издание wPolityce обнаружило разветвленную украинскую мошенническую сеть, ворующую у поляков деньги под видом выгодных инвестиций. Газета раскрывает суть аферы:

— В одном только украинском городе областного значения действуют четыре офиса мошенников. Именно отсюда рассылалась реклама польским пользователям интернета. «Рекламщики» действовали в основном в соцсетях. Пользователям демонстрировался баннер с логотипом известного бренда (например, компании Orlen), изображение известного персонажа (президента компании или министра) и текст о выгодных инвестициях. За каждую вложенную тысячу злотых «инвестору» сулили доход уже в течение первого месяца… Культурные, с грамотной речью «специалисты» рассказывают жертвам об инвестициях, развеивают опасения, предлагают попробовать стать инвестором.  
За каждого облапошенного клиента они получают премии от 30 до 150 долларов; сами зарплаты составляют от 700 долларов во Львове до 1000 в Киеве.
Компании, конечно же, работают под прикрытием, замечает польская газета:
— Львовская фирма носила название Weldan Technology. В украинском реестре компаний она не значится, но не беда: легковерные «клиенты» все равно не проверяли… На сегодняшний день жертвы «инвестиционных мошенников» потеряли десятки, если не сотни миллионов злотых.
От себя добавим, что стоимость злотого составляет примерно четверть доллара. Или 77 белорусских копеек. Однако обозначенная wPolityce сумма ущерба, похоже, неокончательна — афера продолжается.

— Недавно мы связались с предпринимателем из Познани, который сдал помещение странному, как ему показалось, арендатору, — пишет газета. — Русскоязычные или украиноязычные сотрудники устроили в его офисе кол‑центр, при этом один из них сказал, что они «предлагают инвестиции». Он утверждал, что это инвестиции в криптовалюте и что они адресованы россиянам. У нас есть основания не верить этому объяснению. А пока нужно держать ухо востро и не дать себя обмануть мошенникам.

Сосиски на замке

Новая реальность прописалась в литовских супермаркетах: торговцы теперь ставят противокражные магниты‑клипсы не только на книги, парфюмерию и алкоголь, но и на рекордно подорожавшие колбасы, масло, сыры и мясо. Однако в последнее время устройства безопасности продавцы вынуждены устанавливать и на самые обычные продукты питания. Например, на сосиски, которые покрывают защитными наклейками: если их не размагнитить на кассе, они активируют сигнал тревоги. 

Покупатели из разных городов Литвы делятся в социальных сетях комичными изображениями электронных устройств безопасности, прикрепленных к маслу, рыбе, мясу, сладостям и даже сыру, которые стоят почти 3 евро.

— Чаще всего из магазина воруют спиртные напитки, лезвия для бритья, средства гигиены и сливочное масло, — говорит представитель одной из торговых сетей страны Вайда Будриене.

Рассказавшее об этом издание «Новости TV3 Plus» отмечает, что на наплыв воров жалуются не только крупные сети супермаркетов, но и небольшие магазинчики. Так, владелец такого магазина в Паневежисе подтверждает, что в последнее время участились кражи масла и сыра, и жалуется, что у него много проблем с воришками, среди которых много детей.
Проблема в законодательстве Литвы: если вор пойман, полиция штрафует его на 20 евро и отпускает, если стоимость украденного не превышает 180 евро. Поэтому при краже нарушители стараются не превышать эту сумму, чтобы избежать судебного преследования.

«Тухлый» скандал

Все нынешнее лето в Литве набирает обороты и новый скандал: жителям республики массово продавали просрочку с прилавков продуктовых магазинов. Местная полиция раскрыла схему нового мошенничества: злоумышленники подделывали сроки годности как замороженных продуктов и консервов, так и снеков и сладостей. Как сообщает портал Delfi.lt, в преступлении подозревают 29 человек и пять компаний. Сроки годности всех продуктов истекли в ряде случаев в 2020 и 2021 годах. По словам заместителя Литовского бюро криминальной полиции Саулюса Бригинаса, преступники действовали нагло:

— Они подделывали сроки годности продуктов как животного, так и растительного происхождения. Если в одной группе, казалось бы, риска было меньше, это касается кондитерских изделий: чипсов, печенья, конфет, то в другой все выглядит очень серьезно — это замороженное мясо, птица, рыбные изделия, консервы, полуфабрикаты, освежающие напитки.

Чтобы установить всех причастных, к расследованию подключили сотрудников полиции ФРГ, Италии, Франции, Эстонии, а также Европола. Было проведено более 60 обысков.
— Во время обысков найдено и изъято впечатляющее количество продуктов питания с фальшивым сроком годности или подготовленных к фальсификации. На одном из складов, где сейчас проводят процессуальные действия, столько товаров, что ими можно было заполнить 1000 прицепов, — отметил Бригинас.
Начато досудебное расследование по уголовной статье за мошенничество в особо крупном размере. Согласно предварительным данным следствия, просроченной продукции было продано литовским потребителям на 1 миллион евро. Просроченные продукты были реализованы более чем в 70 торговых сетях в различных городах Литвы.

У вас дрова застрахованы?

В Латвии рост числа магазинных краж соответствует общеприбалтийской тенденции, но встречаются любопытные нюансы. Нынешней весной общественность страны обсуждала ситуацию, с которой столкнулась жительница Риги, обнаружившая в ближайшем супермаркете, что многие товары в пакетах, в частности луковицы цветов, надрываются прямо на стенде и разворовываются. «Ну что за люди? — возмущенно написала та рижанка на своей странице в Facebook. — Цветочные луковицы не являются предметом первой необходимости. Это же не хлеб, который можно воровать от большой нужды. То есть кто‑то решил посадить у себя в садике красивые цветы, но не захотел тратить даже те небольшие деньги, которые луковицы стали стоить после скидки».

Примечательно, что комментаторы в Facebook разделили ее возмущение:  
«К сожалению, сейчас это, по ходу, нормально. Люди даже газету воруют, отрывая штрихкод. Или женщины воруют колготки, оставляя пустую упаковку на витрине», «Печально, конечно, но такое нынче общество. Все всем должны и обязаны, все плохо. А вот свинтить луковицы с пакета — это нормально», «В прошлом году то же самое было, воруют все», «А что вы хотели от обнищавшего народа?».
Горькую правоту комментаторов косвенно подтверждает тот факт, что с прошлой осени в Латвии стало возможным застраховать… дрова. Они, а также гранулы и брикеты, оставленные без надлежащего присмотра, привлекают внимание воров, отмечала в телеэфире глава департамента регулирования возмещений страховой компании Илзе Андерсоне. И сообщила:

— Люди раньше даже не задумывались, чтобы застраховать, например, дрова. Мы застрахуем. Но они должны храниться под замком, в сарае. И в случае пропажи надо обязательно вызывать полицию.

Мрак Туманного Альбиона

В Великобритании, как сообщает Financial Times со ссылкой на данные Ассоциации минимаркетов (ACS), за прошлый год зафиксировано более 1,1 миллиона случаев краж. Как отмечает газета, причина — тяжелейший кризис стоимости жизни. Обнищание, проще говоря. Воровать чаще стали мясо, алкоголь и кондитерские изделия. 

Как показал опрос ACS, почти 80 процентов респондентов считают, что всплеск краж связан с ростом стоимости жизни. Большинство работников магазинов также отметили то, что в прошлом году их «вербально оскорбляли».
Для сокращения числа краж магазины начали уменьшать количество товара на полках, а также делать то, что и их прибалтийские торговые братья по несчастью: вешать ярлыки безопасности на некоторые продукты, например на стейки, сыры и масло.
Между тем на прошлой неделе пользователи TikTok распространили видеоролики, призывающие британскую молодежь принять участие в организованном массовом ограблении бутиков на самой оживленной торговой улице Лондона — Оксфорд‑​стрит. Сообщение «ограбить JD Sports» в социальных сетях стало вирусным. Призыв к мародерству широко распространился за несколько августовских дней. Пост призвал людей надевать балаклавы и перчатки и предупреждал: «Не приходи, если не можешь убежать». Хотя JD Sports был целью предполагаемого грабежа, считалось, что другие розничные торговцы в этом районе находятся в опасности. В итоге магазины были вынуждены закрыть ставни и запереть покупателей внутри во время грабежа. А с 11:00 минувшего вторника до 10:00 четверга в этом районе был введен приказ о разгоне, что дало полицейским право не допускать сюда людей в течение 48 часов.  
Полиция произвела ряд арестов, применив в отношении молодых людей дубинки. Министр внутренних дел Великобритании Сюэлла Браверман призвала выследить и посадить в тюрьму тех, кто принимал участие в налете на магазины на Оксфорд‑​стрит.
Тем временем новый торговый центр — в Бекслихите, на юго‑​востоке Лондона — стал целью серии новых видеороликов в TikTok, призывающих к увеличению числа краж в магазинах. Продолжение следует?


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter