Нынешняя Польша изо всех сил старается выглядеть региональным лидером. Правда, в извращенном представлении ее элит такой статус можно получить, лишь задирая всех подряд соседей, а некоторым из них даже угрожая войной. Однако за красивой картинкой, транслируемой польскими СМИ, частенько скрывается неприглядная действительность, которая в прах разбивает тезисы о мощи Войска Польского.
Политическая суета
Пожалуй, самая показательная история в этом плане — эпопея с южнокорейскими самолетами FA-50, которых Варшава купила сразу 48 штук. Договор в Сеуле подписал теперь уже экс-министр обороны Мариуш Блащак, один из главных «ястребов» «ПиС». Однако, согласно раздобытой порталом Onet.pl информации, гладко было только на бумаге. Овраги же получились столь глубокими, что программа перевооружения польских ВВС рискует навсегда остаться на их дне.
Несмотря на громкие заявления Блащака о том, что контракты с компанией KAI значительно повысят обороноспособность Польши, на деле оказалось, что договоры были крайне несовершенны. Эксплуатанты машин сталкиваются с отсутствием запчастей, совместимого с бортовыми системами вооружения и тренажеров. Последние, правда, должны прибыть то ли в конце этого года, то ли уже в следующем, но более современные версии и вовсе задержатся на три года. Тренажеры для отработки катапультирования не завезут вовсе.
Один из экспертов по подготовке пилотов польских ВВС на условиях анонимности заявил порталу, что министр хотел получить быстрый политический успех, чего и добился. Но на самом деле «последствиями стали драматичные проблемы с обучением пилотов и неясные перспективы дальнейшего использования этих машин». Начальник генштаба польской армии генерал Веслав Кукула выразился несколько дипломатичнее: мол, договор «был составлен так, что сегодня нужно время и усилия, чтобы исправить эти недостатки».
Однако сути дела это не меняет: польское руководство потратило немалые суммы на самолеты, которые от земли оторваться могут с трудом, не говоря уже о полноценном обучении пилотов и использовании машин в военных маневрах.
Всего в Польшу пока доставлено 12 южнокорейских машин. Даже по официальной информации минобороны, они простояли на приколе с начала января до середины марта. Неофициальные источники сообщают, что полеты прекратились еще в прошлом году, а вынужденная пауза тянулась до первых дней апреля.
Официально вылеты с базы Минск-Мазовецкий были приостановлены из-за отсутствия сертификатов на пиропатроны, необходимые для успешного катапультирования. Вроде бы причина весомая, однако с ходу возникает вопрос, на который ответа пока нет: как польские летчики вообще могли поднимать машины в небо летом-осенью минувшего года, если все это время сертификатов не было и в помине? Налицо грубое нарушение безопасности полетов, которое могло обернуться трагедией. Впрочем, из этой информации хотя бы становится понятно, почему Блащак не купил своим летчикам тренажер для отработки катапультирования: кажется, из них готовят одноразовых камикадзе.
Дорогая и бесполезная игрушка
На данный момент, по словам опрошенных Onet.pl экспертов, самолеты для ВВС представляют скорее обузу, чем ценность. Со стоящими на вооружении польской армии ракетами «воздух-воздух» их электроника несовместима. Теоретически после того, как в страну начнут поставляться модернизированные FA-50PL, совместимость будет достигнута, однако на практике до этого момента пройдет еще несколько лет: модифицированные машины начнут поступать в подразделения в будущем году, а завершить процесс планируется только в 2028-м.
Отдельная головная боль польских ВВС — обучение летчиков. Сегодня в Польше есть восемь офицеров, прошедших обучение в Южной Корее, которые могут потенциально пилотировать FA-50. Однако на практике полеты редко проходят без участия южнокорейских инструкторов. Доходит до абсурда: в августе прошлого года на параде в Варшаве и на авиасалоне в Радоме корейцы сами управляли истребителями — фирма-производитель не решилась доверить штурвал и репутацию компании польским летчикам, регулярно попадающим в авиаинциденты.
К изложенному польскими журналистами материалу не лишним будет добавить, что проблемы у Варшавы неизбежно возникнут и с обслуживанием новой техники. Сейчас основу авиации нашей западной соседки составляют истребители F-16 и МиГ-29, а также истребители-бомбардировщики Су-22. Две последние модели достались Войску Польскому в наследство еще от ВВС ПНР и обслуживаются техниками предпенсионного возраста, которые знают русский язык. Вряд ли этих людей удастся быстро и в достаточных количествах переучить на южнокорейскую новинку, а молодежь в армию, тем более квалифицированных специалистов, в Польше сейчас не затащить — наоборот, перспективные кадры с каждым годом стремятся отдалиться от этого механизма.
Обещанного подъема польской промышленности за счет трансфера технологий и создания новых рабочих мест также не случится, поскольку контракт с Сеулом предусматривает изготовление всех машин на заводах компании KAI. Запчасти, если их поставки будут скорректированы, вероятнее всего, будут производиться там же.
Общая стоимость двух контрактов (на 12 FA-50GF и 36 FA-50PL) составила 3 миллиарда долларов. Деньги поляки взяли в кредит у южнокорейских банков, поскольку средств госбюджета на гигантскую бессмысленную систему перевооружения критически не хватает. Подсчитано, что к 2035 году дефицит инфраструктуры, связанный с заказанным оборудованием, составит более 11 миллиардов долларов.
Картина в итоге получается весьма неприглядная. Потрачены солидные средства, однако польза для обороноспособности страны под большим вопросом. Теперь нужно либо в срочном порядке подписывать новые контракты на запчасти и вооружение, либо оставлять всё как есть и продолжать погружаться в пучину проблем. Кредит же сеульским банкирам необходимо вернуть, на что пойдут деньги уже из кармана простых поляков, которые в большинстве своем относятся скептически и к угрозе с востока, и к огромным хаотическим тратам на армию.