Тараканов: количество организаций, находящихся в процедурах банкротства, в 2023 году снизилось почти в 2 раза

Положительный тренд

Президент в своих выступлениях не раз поднимал тему банкротства предприятий. В частности, на VIII съезде ФПБ 28 февраля 2020 года Глава государства заявил, что организации, оказавшиеся в сложном экономическом положении, нужно стараться выводить на стабильную работу, а не банкротить: «Давайте, и Правительство, и профсоюзы, садитесь за стол вместе и думайте, что делать с так называемым банкротством. Быть его не должно в Беларуси. Потому что это все за счет людей. Это же потом нам дороже получается». О том, что делается в последнее время для восстановления экономической деятельности жизнеспособных предприятий, примерах успешного выхода из банкротства, рассказал директор департамента по санации и банкротству Министерства экономики Юрий Тараканов.

Дать второй шанс

— В прошлом году в Беларуси вступил в силу Закон «Об урегулировании неплатежеспособности», который внес корректировки в функционирование системы банкротства в стране. Основная задача документа — помочь предприятию финансово восстановиться. Новый закон предлагает для этого понятные и прозрачные механизмы, — говорит Юрий Тараканов. 

По его словам, закон ориентирует всех на поиск компромисса через урегулирование неплатежеспособности: кредиторы заинтересованы в получении денег, должник — в сохранении предприятия, местные исполнительные и распорядительные органы — в социальной стабильности, в работе предприятия, занятости людей:

— Механизмы нового закона все это сводят воедино и выступают сбалансированным инструментом защиты прав и интересов этих лиц, что позволит принимать правильные, продуманные решения, которые потом будут исполняться. 

Стоит отметить, что в нашей стране уже много лет действует система применения превентивных мер, направленных на предупреждение банкротства. В новом законе сохранена преемственность таких подходов к внесудебному финансовому оздоровлению. Это снижает количество госорганизаций, находящихся в процедурах несостоятельности или банкротства.

Вернули в строй

Так, количество предприятий, находящихся в состоянии банкротства, подчеркивает Юрий Тараканов, за последний год уменьшилось почти в два раза — 1 января 2023-го их насчитывалось 83, а 1 января 2024-го стало 49:

— Успешных примеров выхода из банкротства много. Так, в результате проводимой работы в ОАО «Теплоприбор» уже с первого месяца санации была получена чистая прибыль. Проведенная оптимизация, изменение ценовой политики, освоение новых видов продукции и организация экспортно ориентированного производства позволили предприятию работать с положительной рентабельностью на протяжении всего периода санации. Как итог, платежеспособность восстановлена, требования кредиторов удовлетворены в полном объеме.

Восстановлением платежеспособности завершена процедура санации и на Мозырском авторемонтном заводе. Оптимизирован состав активов предприятия, продано неиспользуемое в производственной деятельности имущество. В период санации проводилась поэтапная модернизация производства, закуплено оборудование, которое увеличило объемы выпускаемой продукции. В санации предприятие вышло на полную загрузку и прибыльную работу.

Грамотное управление

В последнее время популярна практика заключения мировых соглашений на условиях предоставления отсрочки оставшихся непогашенных требований кредиторов. Участники понимают, что так дешевле и быстрее договориться, чем бесконечно мучать друг друга судебными процедурами и жалобами.

Уже немало таких примеров практически во всех регионах. По этому пути пошли УП «Белоозерская ДСПМК-26» (заключено мировое соглашение с последующей реорганизацией), ОАО «Управляющая компания холдинга «Забудова» (кредиторам предоставлен План развития предприятия на 2023—2027 годы), ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат» и не только, — информирует Юрий Алексеевич. — В то же время есть примеры, когда сохраняются производственная деятельность, трудовые коллективы и в рамках ликвидационного производства.

В таком случае антикризисные управляющие разрабатывают план ликвидации, предусматривающий продолжение производственной деятельности. На базе приобретенного имущества новым собственником в новой организационно-правовой форме юридического лица продолжается производство, трудовой коллектив (или его часть) переводится на это юридическое лицо. 

— Так, например, на Дрогичинском трактороремонтном заводе реализован цех литья, работники переведены к новому собственнику, в результате продажи всего имущества удовлетворено 100 процентов реестра требований кредиторов. А на Гомельском комбинате строительных конструкций на базе имущества ликвидированного предприятия новыми собственниками планируется организация новых производств с созданием около 40 рабочих мест, — добавляет директор департамента по санации и банкротству Минэкономики.

В новый закон также включены нормы, стимулирующие предприятия обращаться в суд сразу за санацией при первых признаках кризисных явлений. Им закрепляется оптимальный срок санации пять лет для восстановления платежеспособности или расчета с кредиторами, совпадающий со сроком среднесрочного бизнес-планирования.

— Эта процедура — один из важнейших инструментов антикризисного управления в экономике. Институт урегулирования неплатежеспособности высвобождает трудовые, производственные и финансовые ресурсы для развития новых предприятий, расширения позиций на рынке наиболее сильными и адаптивными к изменениям внешней среды предприятиями, что повышает эффективность экономики в целом.
Активная антикризисная государственная политика помогает сохранять предприятия,
резюмирует Юрий Тараканов.

semenkova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter