Силы специальных операций — относительно молодой род войск белорусских Вооруженных Сил. В августе 2012 им исполнилось всего лишь пять лет. Но уже сегодня можно уверенно утверждать: наши десантники и разведчики ни в чем не уступают зарубежным коллегам. ССО способны выполнять задачи малыми подразделениями самостоятельно и во взаимодействии с частями других родов войск, а также других силовых структур. При этом действия армейских спецназовцев отличаются оперативностью, скрытностью и высокой результативностью. Как удается этого достичь? Офицеры ССО в силу специфики службы неохотно делятся своими секретами. Однако для нас было сделано небольшое исключение. Мы познакомились с современным арсеналом наследников советских ВДВ.
Интеллект силы
МНОГО раз беседовал с офицерами командования сил специальных операций, неоднократно побывал в бригадах. И знаете, что сразу бросалось в глаза? Я не увидел в подразделениях ССО суперменов а–ля Голливуд. Почему–то именно здесь вспомнил поговорку: «Большой шкаф громко падает, а маленькие веники быстро шуршат». Возможно, это и про наших бойцов?
Вспоминаются международные состязания снайперских пар, проходившие как–то в Марьиной Горке на базе 5–й отдельной бригады специального назначения. Белорусы тогда выглядели очень достойно, но настоящий фурор произвела все–таки российская пара: молодой офицер и контрактник. Во время снайперской дуэли им не было равных. Судьи с уважением рассказывали об этих «рексах». А вечером я случайно оказался с ними за одним столом в столовой. В тот момент парни скорее напоминали студентов, призванных на сборы в воинскую часть. Немногословные ребята из российских губерний. Бойцы, не раз вступавшие в единоборство с коварным врагом в Чечне, удостоенные боевых наград...
Не заметил я и хотя бы малейшего намека на кичливость и в беседах с солдатами срочной службы. В их словах ощущалась гордость за принадлежность к ССО, но тельняшку на груди никто не рвал.
Комментарием к такому скромному и ненавязчивому поведению десантников могут стать слова командующего ССО генерал–майора Олега Белоконева: «Мы не делаем ставку лишь на крепкие мышцы и выносливость наших бойцов. Настоящего профессионала отличает прежде всего интеллект. Иначе он не справится с поставленной задачей».
И, конечно же, акцентировал Олег Алексеевич внимание на еще одном немаловажном факторе успеха — оснащении солдата, которое позволяет не только выполнить задачу, но и выжить. На помощь приходят современные образцы техники и вооружения, средства индивидуальной защиты.
Снайперская эволюция
КАЖДЫЙ военнослужащий ССО должен быть оснащен индивидуальной боевой системой, в комплект которой входят личное оружие, средства управления (связи), а также надежные средства жизнеобеспечения и защиты.
Ныне завершен первый этап строительства и развития ССО. Уже созданы боевые системы–модули солдата–десантника, снайпера, разведчика, водолаза. Каждый из таких модулей предполагает закрепление за военнослужащими определенного вооружения, снаряжения, необходимого для решения конкретных боевых задач. Военнослужащие ССО обеспечиваются новыми, соответствующими международным спецназовским стандартам образцами стрелкового оружия, средствами управления (связи), снаряжением, обеспечивающим выполнение задач в воде, воздухе, городских условиях.
К примеру, в силы специальных операций ныне поступает лишь то стрелковое вооружение, которое успело хорошо себя зарекомендовать в боевых условиях. В первую очередь речь идет о снайперских винтовках и бесшумном оружии российского производства.
При всех достоинствах 7,62–миллиметровой снайперской винтовки СВД она не позволяет вести эффективный огонь на поражение целей, находящихся на удалении от 500 до 1.200 метров из–за большой угловой величины рассеивания. Кроме того, при выстреле возникает сильный звук, демаскирующий разведчика. Практика показала, что у бойца спецназа должно быть несколько образцов оружия для выполнения конкретных задач. Подразделение должно иметь на вооружении две винтовки: одну для поражения целей на дальности до 300 метров, другую — до 2.000 метров. Первой такой винтовкой сегодня является 9–миллиметровая снайперская винтовка ВСК–94, позволяющая вести бесшумное и беспламенное поражение целей на малых и средних дальностях (до 400 метров).
Второй — 12,7–миллиметровая снайперская винтовка ОСВ–96, предназначенная для борьбы со снайперами и поражения целей, находящихся за легкими укрытиями, вывода из строя легкобронированной техники (бронепробиваемость на дальности 300 метров составляет 15 миллиметров). Использование боеприпасов различного действия расширяет спектр применения винтовки.
Весьма надежна и 7,62–миллиметровая снайперская винтовка МЦ–116М, предназначенная для поражения открыто расположенной живой силы, в том числе использующей средства индивидуальной бронезащиты, небронированных транспортных средств, применяемая также при проведении специальных снайперских операций, требующих поражения цели одним (первым) высокоточным выстрелом на средних дальностях (до 600 метров).
В совершенстве овладели бойцы сил специальных операций и 9–миллиметровым бесшумным с лазерным целеуказателем пистолетом–пулеметом ПП–93, который по своим боевым характеристикам значительно превосходит пистолет Макарова. Он незаменим для выполнения огневых задач на коротких дистанциях (до 100 метров) в качестве легкого оружия самозащиты для снайпера и разведчика, при действиях в помещениях и траншеях, обеспечивает скрытность действий.
На смену тяжелому 7,62–миллиметровому автомату АКМС с прибором для бесшумной и беспламенной стрельбы пришел 9–миллиметровый бесшумный малогабаритный автомат 9А–91, имеющий лучшую балансировку, более удобный при действиях в укрытиях, зданиях, помещениях с ограниченным пространством.
Все это стрелковое вооружение уже отлично зарекомендовало себя в войсках, заслужило высокие отзывы специалистов в ходе различных учений. И, самое главное, позволило увеличить возможности подразделений ССО по выполнению разведывательных и специальных задач.
Скрытая угроза
НЕ стоит забывать, что успех армейских спецназовцев во многом зависит от скрытного выдвижения к объектам противника, которое осуществляется, как правило, в ночное время. Без ночных прицелов и приборов ночного видения тут не обойтись.
Находившиеся ранее на вооружении подразделений оптические прицелы по своим техническим параметрам не отвечали требованиям современного боя. К тому же они имели большой объем и вес. Не хватало подразделениям ССО и ночных прицелов и приборов ночного видения, позволявших опознавать и уничтожать цели на расстоянии до 500 метров. В то же время каждый натовский солдат уже давно обеспечивается очками ночного видения, ночными и каллиматорными прицелами...
В 2006 году в белорусских ССО началась обкатка новых отечественных приборов прицеливания самых различных видов и типов. Понять их преимущество не составило особого труда. Так, наличие у военнослужащего каллиматорного прицела ПК–АВ позволило вести прицельный и эффективный огонь, делая при этом первый выстрел в весьма короткие сроки.
Высоких отзывов удостоены и поступившие на вооружение подразделений ССО очки ночного видения ОНВ–2 (NV/G–14) и ночные прицелы ПНВ–2К (NV/S–17), по своим характеристикам значительно превосходящие предшественников. Заслуживают также внимание произведенные в Беларуси каллиматорный ночной прицел ПКН–03М–01 и ночной наблюдательный прицел ПНН–03.
Тесное взаимодействие с белорусскими предприятиями–разработчиками такой оптики позволяет оперативно вносить в продукцию необходимые конструктивные изменения.
К примеру, представьте силу отдачи 12,7–мм снайперской винтовки ОСВ–96, ведущей огонь по цели, удаленной от стрелка на расстоянии 1.500 метров. Установленный на винтовку прицел отвечал предъявляемым требованиям, а вот прилагаемое к нему поначалу крепление быстро выходило из строя. Предприятие–изготовитель своевременно откликнулось на замечание военных и внесло коррективы.
По желанию заказчиков предприятия оборонно–промышленного комплекса готовы разрабатывать новые цифровые приборы наблюдения, инфракрасные приборы. Причем по качеству они ни в чем не будут уступать зарубежным аналогам, а стоить — существенно ниже. Еще один немаловажный фактор — отечественные приборы прицеливания надежны и просты в эксплуатации.
Для эффективного ведения разведки радиоизлучающих объектов (узлы связи, радиолокационные станции) на вооружение подразделений ССО поступают новые средства радиоэлектронной разведки типа «Табун», «Трапеция». Для точного измерения дальности до целей и объектов взамен устаревшего лазерного прибора разведки ЛПР–1 — малогабаритные дальномеры ДЛ–1 отечественного производства, имеющие улучшенные характеристики, небольшой вес и универсальные источники питания.
Совершенствуются и средства связи как между отдельными воинами, так и подразделениями, что позволяет осуществлять надежное управление и взаимодействие с другими подразделениями и частями, оперативный обмен данными в реальном масштабе времени. Новые радиостанции очень надежны, обладают высоким качеством приема, меньшей массой и габаритами.
Приобретается современное водолазное снаряжение, подобного которому ранее в ССО тоже не было — специалист–разведчик должен уметь действовать не только на суше. Успешно овладевают воины и новыми образцами подводного оружия.
Александр МАКАРОВ
Фото автора
СПЕЦНАЗ ИЮЛЬ 2011 г.