Мы не только обеспечиваем себя продуктами питания, но и являемся одними из ведущих экспортеров сельхозпродукции на мировой рынок. Этот факт подчеркнул Президент, выступая на первом заседании VII Всебелорусского народного собрания. Ставка на развитие села показала свою правильность. Какие задачи стоят перед аграрной отраслью? Об этом в беседе с Натальей Киреенко, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой инновационного развития АПК Института повышения квалификации и переподготовки кадров агропромышленного комплекса Белорусского государственного аграрно-технического университета.
— Китай сегодня является вторым по значимости торговым партнером Беларуси для всех видов товаров и услуг. Что касается сельхозпродукции, продуктов питания, в последние годы объем их экспорта увеличивается. С Поднебесной мы работаем в рамках Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Документ предусматривает развитие взаимной торговли и экономического взаимодействия по всем сферам деятельности. Более 100 белорусских предприятий получили сертификаты на поставки продовольствия в Китай.
Сами по себе страны Азии характеризуются большой численностью населения и растущим спросом на продукты питания. С учетом роста покупательной способности они требуют более качественную и полезную продукцию, которую может предоставить Беларусь. Сегодня азиатские страны рассматриваются как приоритетные направления для экспортной деятельности наших товаропроизводителей.
— Ключевым рынком сбыта сельхозпродукции для Беларуси традиционно является Россия. Каковы для нас перспективы увеличения экспорта в СНГ и ЕАЭС?
— В условиях экономических вызовов и санкционных ограничений многовекторность внешней торговли остается приоритетной задачей государственной внешнеэкономической политики Беларуси. Что касается агропродовольственных товаров, сельскохозяйственного машиностроения и другой продукции, связанной с аграрным бизнесом, основным внешним рынком для нас остается Российская Федерация. По итогам 2023 года более 70 % товаров и услуг поставляются именно туда. В тоже время из общего объема белорусского экспорта на долю стран СНГ приходится около 68 %, остальная часть идет на государства вне Содружества.
Если говорить о наших поставках на российский рынок, то здесь четко определены направления, разработаны дорожные карты в формате Союзного государства, позволяющие проводить совместную кооперацию и развивать торговлю между странами. В последние годы мы видим увеличение объема доли экспорта нашей продукции в СНГ. Развитие отношений со странами Содружества по взаимной торговле осуществляется достаточно эффективно не только по линии Союзного государства, но и в рамках ЕАЭС.
В основном продвижение продуктов питания, сельскохозяйственного машиностроения осуществляется за счет развития товаропроводящей сети (через дилерские и дистрибьюторские структуры). Кроме того, со странами Содружества Беларусь активно развивает торговое сотрудничество на базе проведения выставочно-ярмарочных мероприятий, более глубокого изучения данных рынков.
Выгоды для национальной экономики
— Мы должны и дальше укреплять свой государственный суверенитет и экономическую независимость, быть окном на Восток и Глобальный Юг в форматах ШОС и БРИКС. Что для этого необходимо делать?— Беларусь — активный участник интеграционных объединений. Кроме Союзного государства, ЕАЭС и СНГ, сегодня у нас на повестке дня — тесное взаимодействие с ШОС и БРИКС. Мы всегда проводим выверенную внешнюю политику, а участие в этих крупных интеграционных объединениях позволяет значительно расширить международное сотрудничество. При этом санкционная политика Запада не поддерживается всеми государствами мира в отношении Беларуси и России. Наша республика интересна как стабильный и надежный торговый партнер, который предлагает на мировом рынке высококачественную продукцию и выполняет обязательства в рамках внешнеторговых контрактов. В текущем году Беларусь планирует вступить в Шанхайскую организацию сотрудничества, а БРИКС — это следующий этап интеграции, где мы тоже сможем себя проявить и иметь определенные выгоды для национальной экономики.
ДОСЛОВНО
— АПК играет важную роль в обеспечении национальной продовольственной безопасности Беларуси, это неоднократно отмечал Глава государства. Ставка, сделанная на возрождение и развитие села, увеличение объемов производства собственных продуктов питания, была абсолютно верной, и сейчас мы видим эффективные результаты этой работы. Наша страна имеет высокий уровень самообеспечения по основным сельскозяйственным культурам и продуктам питания, обладая высоким экспортным потенциалом. Хотелось бы отметить, что на первом заседании VII Всебелорусского народного собрания Президент обратил особое внимание на то, что уровень самообеспечения по молоку в 2,6 раза больше, чем необходимо для внутреннего потребления. Та же ситуация по другим группам товаров. Это дает нам возможность расширять объемы экспортных поставок и зарабатывать валюту для страны.
Сегодня Беларусь — один из главных поставщиков на мировом агропродовольственном рынке. Задачи, поставленные перед АПК на этот год по увеличению объема экспорта до 9 миллиардов долларов, вполне реальные. Качество и безопасность белорусской продукции соответствуют международным стандартам. В первую очередь главный акцент может быть сделан на расширении ассортимента продукции для внешнего рынка, развитии выставочно-ярмарочного сопровождения и привлечении новых инвестиций в нашу страну, — отмечает Наталья Киреенко.
Создание продукта под ключ
— У нас высокие компетенции в сфере комплексного развития сельского хозяйства. Один из таких проектов Беларусь сейчас реализует на Африканском континенте.
В ТЕМУ
Согласно статистике, Республика Беларусь в полном объеме обеспечивает себя основными видами продовольствия и существенно превосходит другие государства СНГ по производству такой продукции и потреблению на душу населения. Так, обеспеченность по молоку составляет свыше 260 %, по мясу — 135 %, по сахару — более 150 %, по картофелю — 112 %. Мы входим в пятерку стран — экспортеров молокопродуктов и топ-20 ведущих экспортеров мясной продукции. Белорусское продовольствие поставляется в более чем 100 государств мира, валютная выручка от его реализации за 2023 год составила почти 7,5 миллиарда долларов.
savostenko@sb.by