Могилевское государственное специальное профессионально-техническое училище закрытого типа № 2 деревообработки – настоящий город в городе. На шести гектарах – все необходимое для воспитания подростков с трудной судьбой: от общежития и школы до мастерских, медпункта и тренажерного зала. Есть даже собственный фруктовый сад, а скоро появятся новые спортивные площадки.
В училище Павел Копанько увлекся деревообработкой
В учебно-воспитательном учреждении, где ставку в перевоспитании делают на труд, 49 ребят. Они не только осваивают школьную программу, но и получают профессионально-техническое образование. Основные специальности – столяр и станочник, дополнительные – штукатур-облицовщик, каменщик и плиточник. Все направления востребованы на рынке труда, поэтому выпускники легко находят работу.
17-летний Павел Копанько из Малориты раньше все силы отдавал легкой атлетике, и учиться мужской домашней работе у него не было времени. Уже в спецучреждении он стал осваивать строительные специальности. Особенно увлекся деревообработкой:
– Что скрывать, первое время приходилось тяжело. Мучился, старался, многое не получалось. Но педагоги проявили терпение, поправляли меня снова и снова, показывали, как надо. Теперь могу сделать почти всю мебель: табуреты, шкафчики, наборы. Но лучше всего получаются хлебницы – красивые и практичные. Несколько уже передал домой. А еще, что не менее важно, я научился общаться с людьми, стал терпеливее, сдержаннее. Вырос духовно.
Воспитанники сами делают ремонт в училище, мастерят мебель. Есть и заказы извне. Большие объемы детям пока не по силам, а вот изготовить входную дверь или, например, мебель в детский сад – пожалуйста.
В свободное время ребята поют, танцуют, показывают акробатические трюки, читают стихи, занимаются в кружках декоративно-прикладного творчества. Вскоре планируется поездка в Хатынь и на матч хоккейного клуба «Динамо-Минск». На высоком уровне и физическая подготовка. В училище сильная команда по мини-футболу, также парни активно играют в волейбол и хоккей.
В могилевское спецучилище подростки попадают обычно на два года. Но есть случаи, когда парни быстрее осваивают воспитательную программу и выходят из учреждения раньше. Другие, наоборот, сами пишут заявление на продление своего пребывания. Например, минчанин Юрий Драгун. В марте девятиклассник должен был вернуться домой, но решил остаться в училище до конца учебного года:
– Я нашел общий язык с другими ребятами, освоился здесь, многому научился. И не только азам профессии. В нашем вокально-инструментальном ансамбле «Феникс» освоил барабанную установку, бас-гитару, несколько других инструментов. Эти успехи вдохновили меня на создание собственной песни, которую скоро планирую записать.
Многие выпускники, которых еще два года курирует учреждение, хорошо устроились в жизни, периодически звонят и даже приезжают. Им интересно встретиться с преподавателями, пообщаться с новичками, узнать у тех, что изменилось, и дать совет.
Директор Виталий Лебедев рассказывает:
– В понедельник было ровно три года, как я возглавил училище. Мне важно быть вместе с ребятами, не дистанцироваться. Хожу с ними в походы, катаюсь на байдарках, играю в хоккей. Да, порой приходится нелегко, ведь подростки вспыхивают от одного неосторожного слова, но нужно проявлять терпение, быть для них примером. Самая главная награда за такие усилия – когда ребенка удается поставить на путь исправления.
solovieva@sb.by