Пустая формальность?
![](/upload/iblock/d8e/d8ee071cb13248160613468ec5d8f9da.jpg)
Пока мы массово считаем кассовый чек пустой формальностью, некоторые продавцы этим пользуются: не выдают эти документы, скрывая таким образом часть выручки от налогообложения. Если же бдительный покупатель замечает неладное и требует бумагу, идут на всякого рода ухищрения. Наш недельный эксперимент показал: многих потребителей рассчитывают по накатанной схеме.
Итак, начинаем с крупных магазинов и гипермаркетов: здесь все в порядке — работали по правилам. Складываем чеки в стопку, идем дальше. В небольших продуктовых магазинах и киосках уже возникли проблемы. Сценарий один: покупаю жевательную резинку, отдаю деньги, мне пробивают чек. Но в руки не дают, кидают в коробку с другими бумажками.
— Мне теперь там рыться надо, чтобы его найти? — демонстрирую недовольство.
— А зачем вам этот мусор? — недоумевает один продавец.
— Вы бы сразу сказали, что хотите чек… — рассердилась вторая.
В общем, в четырех точках из пяти кассовый чек пришлось чуть ли не выпрашивать. Ситуация повторилась и в некоторых торговых центрах, где в крытых павильонах работают частники. Чеки в двух случаях мне выдали лишь по просьбе. В третьем меня слезно убедили, что кассовый аппарат в ремонте.
Аппарат не работает
Заглядываем в столовые, кафе, бары и рестораны. У первых все хорошо: платежный документ отдают или вместе со сдачей, или кладут на поднос с едой. А вот в заведениях подороже ситуация изменилась. В двух случаях из пяти официант принес счет в кожаном переплете. На листе напечатано либо написано от руки, что я ела и пила. Но фискального чека в папочке нет. Зову администрацию общепита. Глаза собеседника начинают бегать, оправдывается:
— Наверное, чек улетел, пока вам счет несли, — ладно, поверим. Правда, документ не нашли, выбили на кассе новый. Удивительно, но ту же причину назвали еще в двух барах…
Как обстоят дела со сферой услуг? Скажу сразу — проблем с выдачей чеков сегодня и тут предостаточно. Многие предприниматели их якобы забывают пробивать.
— Нужно поставить набойки, — протягиваю мастеру пару туфель, а он мне — железный жетон. Когда рассчитываюсь, отдаю 10 рублей, но чека не видать. Сотрудник ремонта обуви клеит на подошву огрызок листика с надписью: «Оплачено». И желает всего наилучшего.
Справедливости ради отмечу: случилось такое в одной мастерской из трех. Правда, квест продолжился уже в небольшой клининговой службе. Мне вымыли окна, как и обещали. Пришло время расчета: деньги взяли, стали прощаться. Я напоминаю про чек.
— К сожалению, кассовый аппарат сегодня не работает. Сломался, — слышу в ответ.
— Как давно он у вас не работает?
— Только сегодня, как раз перед вашим заказом. Его уже ремонтируют.
Делаю вид, что верю. Прощаюсь с клинером и вызываю другого специалиста из подобной фирмы. Положительных отзывов на сайте службы много, а вот с фантазией у них не все так радужно. После влажной чистки дивана мне говорят дежурную фразу: «Кассовый аппарат сегодня сломался, приносим свои извинения». В качестве компенсации дают именную карточку постоянного клиента с последующей скидкой в 10 процентов. В приватной беседе паренек, который работает в клининге по договору подряда, признается: такое объяснение, чтобы не выдавать чек, они дают клиентам чуть ли не каждый день — начальник приказал.
![](/upload/iblock/aa6/aa6a3b1e09ed35bcc612fa534bec32fa.jpg)
Значит, можно не платить
Продолжаю эксперимент. Далее проверяем аптеки, пункты проката, магазины с техникой, спорттовары, автобусный и железнодорожный вокзалы — чеки мне выдали везде. Коллекция ценных бумажек пополнилась и в парикмахерской, салоне маникюра, зоомагазине — продолжать список законопослушных точек можно долго.
Ближе к концу недели эксперимент стал весьма скучным мероприятием, но не оконченным — меня ждали три поездки в маршрутном такси. Первая — в черте Минска: деньги заплатила, а билетик, то есть чек, не получила. В ответ водитель огрызнулся: мол, от управления авто его не надо отвлекать! Позже пришлось выехать за город — тоже было весело.
— А чеки давать будете? — спрашиваю в самом начале поездки.
— Если надо, то да, — отвечают вежливо.
Проходит час, два — ничего. Напоминаю и уже чувствую негатив к себе. Билет я все-таки в двух таких поездках потом получила. Правда, время отправления на нем стояло неверное: сейчас это не страшно, а если случилось бы ДТП? Ведь билет в маршрутке — это страховка в случае аварии. Наличие чека также гарантирует пассажиру право на возмещение причиненного ему вреда, если перевозчик — такси. Что ж, проверим их порядочность. Обращаюсь в одну из самых популярных минских служб. Таксист на месте, едем в точку Б. Во время пути он весел, вежлив и добр. Настало время рассчитаться.
— И чек дайте, будьте добры, — спокойным тоном прошу водителя.
— А сразу сказать не могли? Диспетчеру до начала поездки? — шофер повысил тон.
— Зачем? По окончании перевозки для подтверждения произведенной пассажиром оплаты стоимости проезда в автомобиле такси водитель обязан выдать пассажиру кассовый чек, — цитирую заметку с официального сайта Министерства по налогам и сборам. — Вот и выдавайте.
Водитель начинает кипеть от возмущения, но я не сдаюсь:
— Таксометр вы не включили, чек не выдали. Значит, я могу не платить.
Собеседник в шоке от таких речей, но его коллега из конкурирующей службы немного лучше подкован. Не тронувшись с места, поинтересовался, нужен ли мне чек. Отвечаю: «Да». Он становится немного грустным, но не противится — включает таксометр, а в конце поездки выдает белый квиточек.
Эксперимент окончен, итоги поражают. Мы рассчитались за товары и услуги 50 раз: в 16 случаях чеки не сразу попали нам в руки, а в 8 нам их не выдали даже по просьбе.
КОМПЕТЕНТНО
В главном управлении контроля реализации товаров и услуг Министерства по налогам и сборам рекомендуют всем потребителям при покупке товаров, работ и услуг требовать выдачу платежного документа, подтверждающего оплату:
— Недобросовестные продавцы не выдают кассовый чек, а невнимательные покупатели его не требуют. Но есть законодательство, которое устанавливает требование: прием наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек юрлицами и ИП в объектах торговли и оказания услуг должен осуществляться с применением кассового оборудования и (или) платежных терминалов и выдачей покупателям кассовых чеков. Кроме гарантий для потребителя, кассовый чек обеспечивает достоверный учет выручки в розничной торговле и сфере услуг, полную уплату причитающихся платежей в бюджет.
Нарушение вышеуказанного законодательства влечет наложение штрафа в размере от 2 до 30 базовых величин, на ИП — от 5 до 50, а на юрлицо — до 100 базовых величин.
Наличные денежные средства без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов вправе принимать при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности юрлица и ИП в случаях, перечисленных в пункте 35 Положения № 924/16, в том числе при осуществлении розничной торговли на торговых местах на рынках (за исключением продажи запасных частей к автомобилям) и ярмарках. Правда, если стоимость единицы продаваемого непродовольственного товара составляет либо превышает одну базовую величину, продавец должен оформить каждый факт приема наличных денежных средств квитанцией, которая является документом с определенной степенью защиты.
ypopko@sb.by