Тех, кто болеет душой за развитие села, такая ситуация не может оставить равнодушным. «Нужно продолжать дотировать аграриев», — скажут одни. Другие скрепя сердце возразят: мол, напрасно, пора использовать другие подходы. А что думают об этих процессах те, кто знает ситуацию изнутри?
Когда в «спасателях» согласья нет...
Сергей Шерневич, антикризисный управляющий, директор ЧУП по оказанию услуг «Управляющая компания по финансовому оздоровлению»:
— У нас, впрочем, как и во многих странах мира, государство всячески поддерживает агрокомплекс. Но статистика упряма: число убыточных сельхозорганизаций продолжает расти. Казалось бы, столько мер предпринимается, все уже должны быть прибыльны. Но чего-то не хватает.
Господдержка — хорошо. Но, к сожалению, примеров, когда хозяйство восстановило платежеспособность, не так много. Знаю, о чем говорю: за плечами опыт работы главным зоотехником, главным экономистом в одном из хозяйств Пинского района. В прошлом году по Указу № 253 был назначен антикризисным управляющим в шесть сельхозорганизаций на Пинщине и в Ганцевичском районе. К делу подошли скрупулезно, со всей ответственностью: по каждому предприятию составляли подробный план санации. Учитывали реальные возможности, ожидания, подтянули трудовую дисциплину. В итоге одно предприятие реорганизовали, присоединив его к стабильно работающей организации, в других заключили мировые соглашения с кредиторами. Лучшего результата добились в ОАО «Плещицы» — хозяйство восстановило платежеспособность.
Сил вложено немало! Почему же не все хозяйства прочно стали на ноги? Одна из причин — разногласия между антикризисным управляющим, руководителем предприятия, райисполкомом. У каждой из сторон были свои, зачастую противоположные, представления о том, как надо выстраивать работу. Нужно договариваться, а порой получалось, как в басне классика «Лебедь, Щука и Рак». К тому же применялись непопулярные методы. Например, в одном из хозяйств решали, брать ли товарный кредит. Взяли. Топливо в цене выросло. Кредит отдавали по новым ценам. Ситуацию, и так непростую, еще усложнили.
Каждую ситуацию нужно рассматривать индивидуально, хорошо понимая реальное положение вещей в хозяйстве и, как бы избито это ни звучало, личную заинтересованность его руководителя.
В «Плещицах» же было полное взаимопонимание с руководством, непрогрессивные решения к «больному» хозяйству не применялись, действовали бережно и осторожно. Да, конкретно для этой сельхозорганизации финансовая поддержка оказалась во благо. А для остальных? Сколько вложено средств, которых уже не вернуть?
Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что каждую ситуацию нужно рассматривать индивидуально, хорошо понимая реальное положение вещей в хозяйстве и, как бы избито это ни звучало, личную заинтересованность его руководителя. Не раз наблюдал явно иждивенческие настроения у председателей КСУПов и ОАО. Разбалованные регулярной финансовой поддержкой со стороны государства, они, не стесняясь, бездействуют, ожидая нового денежного вливания. Здесь господдержка во вред. Она делает предприятия инертными, а иных руководителей и безынициативными.
Если не поддерживать финансово убыточное хозяйство — как помочь? Присоединить к более крепкому сельхозпредприятию или передать объединениям кредиторов, частнику — это действенный вариант. На Пинщине есть немало таких примеров, когда неплатежеспособные предприятия присоединяют к прибыльным, и они успешно функционируют. Так и деньги государственные целы, и в хозяйствах работа идет
Нельзя просто закрыть двери и остановить работу
Наталья Хаткевич, начальник управления финансирования, кредитования и отчетности в АПК Комитета сельского хозяйства и продовольствия Гродненского облисполкома:
— Убеждена, поддерживать сельхозотрасль необходимо, а оказавшиеся в непростой финансовой ситуации хозяйства — особенно. Ведь без достаточного внимания государства сельское хозяйство подавляющего большинства стран не в состоянии быть конкурентоспособным. Почему? Одна из причин — сельхозпредприятия не вправе повышать цены на свою продукцию. И здесь, возможно, для кого-то открою секрет: поддерживая сельхозпредприятия, государство заботится о каждом жителе страны. О том, чтобы любой мог покупать сельхозпродукцию по приемлемым ценам. Думаю, многих неприятно удивили бы ценники на хлеб, молоко, сыр и другие продукты, если бы в стоимость товаров хозяйства могли закладывать процент повышения стоимости энергоресурсов, горюче-смазочных материалов, другие расходы. К тому же поддержка отечественного сельхозпроизводителя — основная функция государства не только в интересах продовольственной безопасности, но и с точки зрения сохранения занятости и доходов в сельском хозяйстве, а также в других сферах. Только подумайте: одно рабочее место в сельском хозяйстве обеспечивает шесть в других отраслях!
Сельхозорганизациям Гродненской области ежегодно оказывается господдержка. Из областного бюджета поддерживаем субсидиями на полевые работы, горюче-смазочные материалы, удобрения. Предусмотрены надбавки к закупочным ценам на молоко, крупный рогатый скот, мед, тресту льна-долгунца, гречиху. Предоставляем возвратные ссуды. Существенная помощь из резервного фонда Президента, оказанная в этом году, позволила своевременно убрать урожай и компенсировать недостаток горюче-смазочных материалов.
Поддержка отечественного сельхозпроизводителя — основная функция государства не только в интересах продовольственной безопасности, но и с точки зрения сохранения занятости и доходов в сельском хозяйстве, а также в других сферах.В обязательном порядке помогаем тем предприятиям, которые находятся в процедуре экономической несостоятельности. Нужно понимать, что там нельзя просто закрыть дверь и остановить работу. К слову, на Гродненщине только одно предприятие находится в ликвидационном периоде. Но и оно ликвидируется с продажей инвестору. А о том, что другие предприятия дойдут до этой стадии, разговор даже не идет. Там люди, земля, фермы. Их нельзя обанкротить. Мы их поддерживаем, где-то даже больше, чем другие предприятия. Например, из бюджета в этом году по инициативе Гродненского облисполкома субсидиями на текущую деятельность выделены дополнительные средства на горюче-смазочные материалы.
Своевременным стало принятие указов № 253 и № 399, направленных на восстановление платежеспособности предприятий. Под действие последнего в Гродненской области попали 28 организаций АПК. Хозяйства находятся в процедуре санации, они получили возможность отсрочить и рассрочить погашение задолженности. Считаю, с такой поддержкой у них есть хорошие шансы выйти из крутого пике, улучшить свое состояние и безубыточно работать. Из них 10 уже восстановили свои коэффициенты платежеспособности. Указ дал им возможность передохнуть, чтобы вдохнуть и снова стать на рыночные рельсы.
Быстрых результатов в этом деле наивно ждать. Для того чтобы наладить производство, нужно время и грамотное управление. Антикризисный управляющий, руководство хозяйства, райисполкома должны работать в тандеме. Тогда можно рассчитывать на результат.
Соглашусь, что работает и вариант присоединения убыточного хозяйства к крепкому. Например, сегодня успешны предприятия Ивьевского и Свислочского районов — подшефные ОАО «Гродно Азот». ООО «Биоком» поднимает на ноги бывшее СПК «Мижеричи» Зельвенского района. На Сморгонщине сирийский инвестор дал второе дыхание СПК «Крево». К сожалению, бывает, что слабое предприятие тянет за собой «поводыря». Тогда ищем другой вариант решения проблемы. Твердо убеждена: оставлять проблемное хозяйство без поддержки ни в коем случае нельзя!
Сельского жителя нужно беречь. Кто работал на селе, тот знает, насколько в них высок патриотизм, развито ответственное отношение к работе. Она тяжелая, ее много. Но отработав ненормированный рабочий день, человек вновь встает ни свет ни заря и идет на ферму. Не потому, что его заставляют, он сам понимает: это надо сделать. Надо — приходит в субботу, воскресенье. Еще и обидеть такого человека? Этого допустить нельзя.