Сотворить будущее
— Вы входили в состав Конституционной комиссии, принимали участие в заседаниях под руководством Президента. Какой объем работы был проделан, прежде чем удалось выйти на реперные точки по совершенствованию Основного Закона?— Уже можно говорить, что Конституционной комиссией проделана очень серьезная и системная работа. Причем мы не старались замкнуть ее только на круге экспертов — членов комиссии, хотя он и достаточно сбалансирован по набору компетенций. Обязательно учитывались мнения и предложения граждан, по некоторым вопросам дополнительно запрашивали позицию профильных государственных органов и регуляторов. Обсуждения проходили на встречах с трудовыми коллективами, диалоговых площадках, в общественных приемных. Каждый раздел Конституции скрупулезно отрабатывался с учетом мнения членов комиссии, экспертного сообщества. То есть в определенной степени будущая Конституция Беларуси — это такой коллективный интеллектуальный продукт.
— В нашу Конституцию через референдумы и прежде вносились изменения. В чем особенность нынешнего этапа?
— В истории независимой Беларуси три референдума: в 1995, 1996 и 2004 годах. На мой взгляд, самая главная особенность нынешнего этапа в том, что он проходит в непростых для нас всех условиях — вызовов и угроз.
Предложенные изменения в Основной Закон учитывают назревшие потребности нашего общества, устанавливают более активное вовлечение и непосредственное участие граждан в управлении страной. Белорусы имеют возможность принять активное участие в обсуждении проекта Конституции и ее доработке, прежде чем она будет вынесена на референдум. Именно всенародное обсуждение позволит сохранить социальную направленность Основного Закона. Ведь по новой Конституции будем жить не только мы, но и наши дети. Как говорится, лучший способ предсказать будущее — создать его. Принимая участие в референдуме, у каждого белоруса появляется такая возможность.
Драйверы роста
— Вы возглавляете в Совете Республики комиссию, курирующую экономический блок. Как мы завершили 2021 год?— Основные итоги 2021 года известны. Темп роста валового внутреннего продукта — 102,4 процента. У нас фиксируется положительная динамика в промышленности — 107,1 процента, то есть промышленный комплекс остается ключевым драйвером экономического роста. Хочу также отметить, что по сравнению с прошлым годом отношение запасов готовой продукции промышленных организаций к среднемесячному объему производства сократилось на 15 процентных пунктов. Экспорт товаров и услуг увеличился более чем на треть, причем не только за счет ценового фактора, но и физических объемов. Нам удалось нарастить объемы экспортных поставок, завоевать новые рынки. Позитивная ситуация и в сфере оплаты труда. Эти данные говорят, что национальная экономика даже в условиях санкций и неблагоприятной эпидемиологической ситуации демонстрирует рост. Уверена, что общими усилиями и далее удастся сохранить этот позитивный тренд.
— За счет чего Беларуси удалось противостоять вызовам сегодняшнего времени? Речь в первую очередь о глобальных локдаунах и введении Западом против нас санкций.
— Вопросы безопасности, социального развития, стабильности базируются на экономическом фундаменте. Устойчивая работа экономики стала возможной прежде всего благодаря тому, что в Беларуси не вводили локдауны из-за коронавируса, предоставив людям возможность зарабатывать. Поэтому сегодня страна демонстрирует достаточно высокие темпы экономического роста. Конечно, санкции и недружественное отношение западных государств оказывают свое влияние, но и тем самым открывают новые возможности. Данная ситуация стимулирует наших производителей развивать тесные кооперационные связи с Россией, членами ЕАЭС, Китаем, переориентировать экспортные потоки.
При этом белорусская сторона последовательно выступает за открытый и равноправный диалог со странами Запада, который должен строиться не на санкционном давлении, а на основе общепризнанных принципов и норм международного права и межгосударственного общения.
Социальный приоритет
— Совет Республики одобрил бюджет-2022. Каковы его основные параметры?— Бюджет нового года принят с учетом целевых установок и задач, сформулированных Главой государства. Это безусловный приоритет социальных расходов, в том числе рост доходов работников бюджетного сектора, сбалансированное развитие регионов, своевременное обслуживание госдолга. Например, на финансирование социальной сферы в 2022 году из консолидированного бюджета будет направлено 22,6 миллиарда рублей, или 45 процентов от общих расходов. При этом расходы на здравоохранение составят 8,4 миллиарда рублей, из которых 273 миллиона — это надбавки медикам за работу в условиях, связанных с COVID-19.
Прирост расходов на образование — 12,4 процента. Госрасходы на формирование семейного капитала — 380 миллионов рублей (рост к прошлому году — 111,2 процента). Традиционно в центре внимания остается жилищный вопрос. Бюджетная помощь в обеспечении жильем — за счет механизма льготного кредитования — будет на уровне 241 миллиона рублей, или 111,6 процента к оценке
2021-го. Кроме того, 476 миллионов выделят из местных бюджетов в рамках адресных субсидий. В 2022 году продолжится субсидирование жилищно-коммунальных услуг, городского пассажирского транспорта.
Ярко выраженный социальный акцент сделан и при формировании инвестиционной программы. Ее объем оценивается в 532 миллиона рублей. Эти средства сконцентрируют на социальных объектах. Как видим, сфера направления бюджетных средств весьма разнообразна и здесь крайне важно эффективно использовать каждый рубль.
ВАЖЕН ГОЛОС КАЖДОГО
— Референдум — достаточно сложный процесс. И с точки зрения организации, и с точки зрения финансовых затрат. Но Беларусь на это идет. О чем, на ваш взгляд, это говорит?
— В соответствии с Конституцией Беларуси единственным источником государственной власти и носителем суверенитета у нас является народ. Референдум — один из способов участия граждан в процессе принятия решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.
Неоднократно подчеркивалась важность активного участия белорусов в обсуждении проекта Конституции страны, поскольку в ходе всенародного обсуждения они имеют возможность подробно ознакомиться с предлагаемыми нововведениями, а также внести свои замечания и предложения в Основной Закон. Сегодня, как никогда, важен голос каждого гражданина. Таким образом, проведение плебисцита свидетельствует о непосредственном выражении воли народа.
СТАБИЛИЗИРУЮЩАЯ СИЛА
— В обновленной Конституции предлагается уделить особое внимание Всебелорусскому народному собранию. Почему его роль возрастает?
— Современные мировые тенденции, вызовы и угрозы оказывают влияние на государства, их политическое и экономическое устройство. Всебелорусское народное собрание должно стать стабилизирующей силой в отношениях между всеми ветвями власти.
На мой взгляд, именно на данном этапе назрела необходимость установления конституционного статуса ВНС как высшего представительного органа народовластия. То есть, по сути, это инструмент участия каждого члена общества в принятии важнейших для страны решений, определения стратегии ее развития. Усиление роли ВНС будет способствовать политической стабильности государства и сохранению обществом своей идентичности, гражданского мира и согласия.
savostenko@sb.by