В Пинске развалилось государственное строительное предприятие

Почему колонна потеряла устойчивость

В Пинске возбуждено уголовное дело в отношении бывшего руководителя УП «Пинская СПМК–5». Он подозревается в хищении имущества на сумму свыше 40 тысяч долларов. Предварительное расследование ведет Пинский межрайотдел СК. А поводом стали результаты проверки организации финансовой милицией и госконтролем. Оказалось, за несколько лет руководитель довел предприятие до ручки, вкладывая огромные деньги в ненужное оборудование и транспорт. В итоге работники разбежались, а фирма пошла на дно.


Пятая специализированная передвижная механизированная колонна — предприятие не градообразующее, но для Пинска значимое. Еще несколько лет назад здесь работали почти 250 человек. В 2014 году средняя зарплата была около 5 миллионов неденоминированных рублей. Фирма получала заказы и даже не в самые простые для экономики годы могла бы развиваться, вкладывая прибыль в модернизацию, повышая зарплаты. Куда шли деньги, рассказывает председатель Пинского межрайонного Комитета госконтроля Владимир Петько:

— Приобрели бэушный грузовой тягач «Мерседес» с полуприцепом за 40 с лишним тысяч долларов в эквиваленте. Направили его в некое ООО якобы на ремонт. А через пару лет начальник приказал составить фиктивные документы и списать машину. Купили у минской коммерческой фирмы итальянскую мачту за 95 тысяч рублей, которая поработала один раз и 4 года пылится на складе. Брали бездумно технику, которая не используется несколько лет.

Сумма необоснованных расходов — более 250 тысяч рублей. Ущерб скрывался фиктивной выручкой, а кошельки работников пустели. Нынешний руководитель предприятия Владимир Стрелец рисует реальную картину:

— На начало прошлого года было совсем тяжело. Зарплаты просели. Только сейчас вышли снова на уровень 500 рублей в среднем. В итоге растеряли рабочих. Сейчас осталось 100 человек. Заказы есть, но людей не хватает.

В головной организации — ГППСУП «Объединение Брестоблсельстрой», в системе которого находилась СПМК–5, нашли выход. Выделили из нее дочернее предприятие — ПМК–5. Фактически, продолжает Владимир Стрелец, сменили вывеску:

— Это позволит избавиться от неиспользуемых территорий, транспорта и недвижимости, за которые платили налоги. Мы забрали с собой небольшую часть имущества и кредиторов СПМК. Если бы не реорганизация, фирма вообще бы закрылась.

Простаивающая линия оборудования на ОАО «Завод Модуль» в Ганцевичах

Имущество СПМК–5 будут продавать в счет долгов, а его бывший начальник в конце марта этого года взят под стражу. 

Пинская СПМК не единственное предприятие в регионе, где простаивало дорогостоящее неиспользуемое оборудование. Можно назвать и другие адреса. Например, канувшее в Лету ОАО «Завод Модуль» в Ганцевичах, где купленная в кредит за 2 миллиона евро линия по производству труб стала разорительной. Или пинский завод по производству искусственных кож, потративший миллионы долларов на станки, простаивающие уже три года. А в Бресте законсервировали цех безопалубочного строительства на заводе Стройтреста № 8. В проект вложены десятки миллиардов неденоминированных рублей.

Заместитель председателя комитета экономики Брестского облисполкома Владимир Чеботарев считает, что в каждом таком случае следует разбираться отдельно:

— Производство — это бизнес. Со своими рисками. Никто не застрахован от ошибок. Например, руководитель «Модуля» не смог войти на рынок с новой продукцией, оторваться от традиционной номенклатуры. Технология безопалубочного строительства вскоре после ввода оказалась невостребованной, поэтому цех завода Стройтреста законсервировали. В некоторых случаях, как, например, с Пинским заводом «Искож», действительно есть грубые просчеты в бизнес–планах.

Типичным промахом при реализации инвестпроектов было отсутствие или нехватка «оборотки» на этапе освоения производства. Владимир Чеботарев конкретизирует:

— На период подготовки средства выделялись, а на вхождение в рынок — нет. Но работа над ошибками ведется. К примеру, мы совместно с банком и одним из акционеров нашли путь возобновления производства на площадке «Модуля» с полной загрузкой мощностей в ближайшем будущем.

Владимир Чеботарев подчеркивает, что в конечном счете формулу успеха в первую очередь обязан выводить руководитель:

— Есть масса примеров, когда грамотный директор поднимал производство с колен. Взять хотя бы Барановичский завод запчастей «Автако», который находился в состоянии санации. Антикризисный управляющий, а теперь директор Борис Потейко собрал команду, они разработали план, рассчитались с кредиторами и сегодня эффективно работают. Другой пример — кобринская фабрика «Ручайка». Руководитель Ирина Григорьян смогла в короткие сроки организовать полноценную загрузку уникальной линии по производству тканей с ПВХ–покрытием, погасить просроченные обязательства и вывести предприятие на устойчивую прибыльную работу.

Прямая речь

Александр Пузик, начальник управления КГК Брестской области:

— Ситуация в Пинске — нетипичный случай. Возмущает, что все это произошло после того, как были даны поручения о вовлечении в оборот неиспользуемого имущества, которое приобреталось в ходе модернизации предприятий. Да, есть риски и просчеты. Но если оборудование не нужно — продавайте по рыночной стоимости, не наращивайте процентную нагрузку по кредитам, закапываясь в долги. Не ждите прихода проверяющих. Вот недавно проверка выявила в ОАО «Ивацевичдрев» линию, которую приобрели за 2 с лишним миллиона евро. С ноября 2016 года она не использовалась. А деньги кредитные...

alexbresta@gmail.com

Фото автора и КГК.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter