Узнали актуальные тренды на рынке вторичных черных металлов

По закону лома

Бесхозного железа, которое ржавеет и приходит в негодность в лесу, на свалках или во дворах, в Беларуси уже, собственно, увидеть невозможно. Более 95 процентов металлолома вовлекается в процесс рециклинга, то есть перерабатывается и повторно используется в металлургии. И речь идет не только об отходах предприятий и выработавшем свой ресурс технологическом оборудовании, но и домашней утвари — от гвоздей до старых холодильников и легковушек. В прошлом году заготовка лома от населения пережила настоящий бум — впервые в истории страны доля физлиц в общем объеме превысила долю от предприятий и организаций. 


Об этих и других актуальных трендах на рынке вторичного использования черных металлов корреспонденту «Р» рассказали специалисты единственного в стране многофункционального предприятия ОАО «Белвторчермет», которое входит в государственное объединение «Белвтормет» и комплексно занимается заготовкой, переработкой и поставкой металлолома, по сути, представляя собой целое направление экономической деятельности. К слову, в 2022-м государственной системе обращения лома и отходов черных и цветных металлов исполняется сто лет.

Ценность проверяется годами

Прежде чем провести экскурсию по самому крупному в нашей стране цеху по переработке лома в Гатово под Минском, заместитель гендиректора по производству «Белвтормета» Сергей Лукашенок рассказал, почему в нашей стране выгодно собирать и перерабатывать металлолом. 

— Металлолом, с точки зрения хозяйствования, материал во всех отношениях благородный,
— объясняет он. — В обороте его можно использовать практически бесконечно, направляя на переработку и выпуская изделия, не уступающие по качеству и срокам эксплуатации тем, что произведены из железной руды. Сегодня не существует ни одной единицы техники или вещи, которую было бы нельзя получить из вторичного сырья. Причем это и экономически выгодно. Беларусь не может похвастаться разнообразием и богатством полезных ископаемых, часть сырья для металлургических и литейных производств приходится закупать за рубежом за валюту… Поэтому оборот лома внутри нашей страны давно ­приобрел стратегическое значение. А ведь помимо экономических преимуществ есть еще и экологические: используя лом повторно, не позволяя ему загрязнять землю и воду, мы сохраняем ценные природные ресурсы, заботимся о наших потомках. 

И вот мы на производственной площадке. Размеренно движутся современные подъемные механизмы и другая техника. На глазах вырастает гора брикетов из стружки, чуть поодаль — пакеты из легковесного лома.

— Уникальная особенность нашей организации заключается в том, что на одной площадке сконцентрированы все известные виды технологий, которые сегодня существуют в мире, по переработке вторичных черных металлов: газовая и ножничная резка, пакетирование и брикетирование, дробление чугунного лома на копре, шредирование, — говорит Сергей Лукашенок. — Поэтому и производим различные виды лома по действующим стандартам, которые востребованы предприятиями страны.

Прежде чем попасть на переработку, лом проходит тщательный контроль, в том числе радиационный и пиротехнический. Затем осуществляются сортировка, переработка и отгрузка потребителям. Негабаритный металл доводят до нужных размеров по стандартам металлургии и уже в готовом виде поставляют на литейные и металлургические производства. 

Мощная техника выстроилась в очередь на разгрузку. Среди нее специализированные автомобили с мультилифтами и гидро­манипуляторами — для удобства ­ломосдатчиков предприятие само готово транспортировать лом. До конечного потребителя переработанный лом поступает преимущественно железнодорожным транспортом. Только на БМЗ ежедневно с производственных площадок «Белвторчермета» уходит до 80 вагонов переработанного лома.



На самой крупной производственной площадке в Гатово под Минском. Негабаритный металл доводят до нужных размеров по стандартам металлургии и уже в готовом виде поставляют на литейные и металлургические производства.
 
Производственные мощности загружены полностью, работа идет в две смены и даже в ­выходные. Привычного шума механизмов здесь не услышишь разве что в государственные праздники. 

Интересуюсь, были ли вынужденные простои во время подъемов заболеваемости коронавирусом. Как оказалось, ни в 2020-м, ни в 2021-м об этом не было и речи.

Пандемия, ставшая испытанием на прочность для многих производств, на ­«Белвторчермете» почти не ­отразилась. А прошлый год здесь даже назвали одним из самых успешных по объемам заготовленного и переработанного сырья. Одна из причин такой устойчивости — ориентированность на внутренний рынок. 

Уникальная особенность предприятия заключается в том, что на одной площадке сконцентрированы все известные виды технологий, которые сегодня существуют в мире, по переработке вторичных черных металлов: газовая и ножничная резка, пакетирование и брикетирование, дробление чугунного лома на копре, шредирование.

Главный потребитель заготовленного и переработанного сырья — Белорусский металлургический завод. Туда направляют около 92 процентов всего переработанного лома. Еще около 7 процентов поступает на МТЗ, Гомельский литейный завод «Центролит», Могилевский металлургический завод и другие отечественные предприятия. Поскольку в Беларуси ограничений из-за ковида не вводилось, то объемы заготовки и переработки не пострадали. Наоборот, на фоне роста мировых цен на сырье отечественная металлургия на надежного белорусского поставщика вторичного лома возлагала особые надежды. И не прогадала.

— В 2021-м объемы производства выросли как в натуральном, так и в денежном выражении,
— констатирует заместитель гендиректора предприятия по экономике Алексей Глухов и поясняет: — Мы работаем в системе госзаказа по заготовке металлолома. И одна из его составляющих — заготовка бытового лома. В этом направлении активно работаем с населением, которое с каждым годом сдает лома все больше и больше. Поскольку мировые цены на металлолом в 2021-м били все рекорды, у нас они тоже выросли — люди отреагировали молниеносно, и, как следствие, основной прирост по заготовке лома дали именно физлица.

Высокими заготовительные цены остаются и сейчас. Судите сами. За килограмм черного лома от населения на заготовительных пунктах дают 63 копейки. А это означает, что за старую чугунную ванну можно выручить более 60 рублей, а, например, за проржавевшую легковушку, в зависимости от ее массы, — 500—700 рублей. Некоторые пенсионеры, почистив гаражи от хлама, признавались, что зарабатывали таким образом половину, а то и больше своей пенсии.

— Пандемия отразилась на работе нашего предприятия только в части переориентации финансовых потоков, — подытоживает Алексей Глухов. — Металлургические предприятия, куда мы поставляем сырье, работают на экспорт, там имели место перебои с поставками, поэтому расчеты производились не ритмично, приходилось адаптироваться к новым условиям. 

Интересы страны — прежде всего

Насытить сырьем отечественные предприятия — главная задача «Белвторчермета». На экспорт он отправляет всего лишь около одного процента от объема переработанного металлолома. Как правило, продают за границу только те виды сырья, которые на белорусском рынке пока не востребованы. Речь идет о шлаке, шламе и доменном присаде, то есть о металлосодержащих отходах. Реализуют их через биржевые торги.

Белорусский металлургический завод от предприятий «Белвтормета» получает около половины от необходимого ему сырья, вторая половина закупается за рубежом. О качестве поставляемого белорусского сырья отзывы весьма лестные — оно лучшее по всем характеристикам: от чистоты примесей до химического состава сплавов. 


Всего предприятия «Белвтормета» за 2021-й переработали свыше 1 миллиона 236 тысяч тонн вторичного металла. Это на 3,2 процента больше, чем годом раньше. В 2022-м поставлена задача увеличить объемы производства еще на три процента, то есть ориентировочно на 37 тысячи тонн. Цифра, как может показаться на первый взгляд, небольшая, но, если представить ее наглядно, впечатление меняется: именно столько помещается в 672 железнодорожных вагонах. 

— Исходя из того, как мы начали этот год, цель вполне реальная и достижимая, — считают на предприятии. 

Заместитель гендиректора по идеологической работе, кадрам и социально-бытовым вопросам Андрей Борисюк акцентирует внимание, что немаловажную роль в устойчивости работы предприятия сыграл факт, что система сбора и переработки лома в нашей стране государственная:


— То, что в свое время это направление экономической деятельности не отдали в руки частников, сегодня дает свои преимущества. Одно из них заключается в замкнутости технологической цепочки оборота металла внутри страны. Отходы производства и изделия, отработавшие свой жизненный цикл, поступают на предприя-тия системы «Белвтормета», после чего в виде сырья — на отечественные металлургические и литейные производства. Там, пройдя путь перерождения, превращаются в готовую продукцию и снова, отслужив свой срок, попадают на наши заготовительные площадки как вторичное сырье. Частник ориентирован на сиюминутную выгоду и не заинтересован инвестировать значительные средства в очистку сырья от вредных примесей, в организацию жесткого входного и выходного контроля качества сырья и выпускаемой продукции, в защиту окружающей среды. Отдав ему на откуп эту отрасль, мы бы могли столкнуться с тем, что имеют сегодня наши соседи: металлолом вывозится за рубеж, туда, где цены выше, и из-за дефицита собственного сырья заводам приходится закупать лом за валюту у иностранных поставщиков либо сокращать производства. Беларусь, к счастью, эта участь миновала.


kozlovskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter