В конкуренции за профи
Белорусские предприятия на самом деле очень разные. Производительность труда у них объективно сильно отличается. И не всегда стоит искать первопричину в форме собственности, хоть многие эксперты часто этим грешат. Нельзя забывать, что у каждой индустриальной площадки есть своя история, традиции, условия хозяйствования, специфика производимого продукта и другие параметры, которые в той или иной степени определяют ее технологический уклад и уровень совершенства бизнес-процессов. Технологии повышения производительности труда в общем и целом известны и доступны для изучения. Но многообещающая теория оказывается изрезана оврагами практики и нуждается в адаптации при внедрении соответствующих подходов на конкретном предприятии. Как говорится, гладко было на бумаге…В Беларуси сохранены и активно развиваются производственные компетенции и, конечно же, есть достаточное число аналитиков-теоретиков, которые могут определить слабые места и точки роста производительности на отдельных переделах или составить дорожную карту улучшений в целом. Но опытных специалистов-практиков, которые способны новые алгоритмы бизнес-процессов внедрить на конкретных промышленных предприятиях так, чтобы получить запланированный эффект в прибыли, мягко говоря, не очень много. И стоят они реально дорого.
— Более благополучные в экономическом плане страны долгое время в режиме пылесоса откачивали опытных экспертов в свои бизнес-команды, — поясняет Татьяна Мельникова. — К сожалению, соревноваться по уровню оплаты с транснациональными корпорациями даже белорусские флагманы, как и многие российские, объективно не могут. И в условиях чистого рынка крайне сложно ликвидировать такого рода дефицит в сегменте экспертов, покупая зарубежных топ-менеджеров. А в создавшейся ситуации беспрецедентно недружественного отношения к Беларуси, когда нашими конкурентами игнорируются все правила и договоренности, оперативно решить проблему за счет зарубежной «скорой помощи» просто невозможно. Чуть ли не единственный выход — на системной основе создавать свой, национальный экспертный пул высококвалифицированных бизнес-аналитиков и практиков-консультантов по внедрению инструментов оптимизации производственных процессов и повышение производительности труда.
Татьяна Мельникова приводит пример Российской Федерации, в которой для решения аналогичных проблем пять лет назад запущен и активно развивается национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости». Основная задача проекта — к 2024 году обеспечить рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не менее чем на 5 процентов за счет внедрения технологий бережливого производства. Оператором нацпроекта стал специально созданный Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда (ФЦК), который осуществляет экспертную оценку состояния бизнес-процессов предприятия, находит реально эффективные пути их оптимизации, консультирует топ-менеджеров и обучает лидерские команды по внедрению инструментов бережливого производства. Полученные результаты впечатляют и позволяют говорить о перспективности такого подхода и для Беларуси. Согласно официальной отчетности, с 2019 по 2021 год более 2300 предприятий-участников нарастили добавленную стоимость на 383 миллиарда российских рублей, продемонстрировав 24 процента роста производительности труда. Значительно выше, чем показатели аналогичных предприятий, не участвующих в национальных проектах. При этом за время участия в проекте улучшились и показатели эффективности: в среднем выработка выросла на 46 процентов, сократились запасы незавершенного производства на 36 процентов, сократилось время производства продукта на 35 процентов. Сейчас в нацпроекте участвуют уже свыше 5 тысяч предприятий, а желающих включиться становится все больше. Но существуют довольно жесткие критерии, по которым отбираются участники проекта.
Централизация экспертизы
— В составе ФЦК сконцентрировали пул выкупленных у крупных корпораций экспертов-практиков, которые умеют запускать проекты на реальных производствах, обладают соответствующими компетенциями и опытом внедрения изменений, — констатирует Татьяна Мельникова. — Этим специалистам обеспечили конкурентоспособную зарплату по сравнению с уровнем оплаты в успешных корпорациях реального сектора экономики и других консалтинговых компаниях. Работа ФЦК финансируется из бюджета, эксперты готовы работать в регионах, а их услуги являются бесплатными для предприятий — участников национального проекта. С точки зрения расходов казны такой подход оказался выгодным потому, что гарантированный экспертами ФЦК эффект от снижения издержек и повышения производительности труда отражается на финансово-экономических показателях предприятий, напрямую повышая налогооблагаемую базу. Растет и заработная плата сотрудников, а следом повышается их покупательная способность, что через мультипликативные эффекты положительно сказывается на региональных экономиках. К настоящему моменту для реализации целей проекта в России функционирует уже более 60 региональных центров компетенций. При этом для сохранения управляемости структуры и контроля требуемого уровня компетенций экспертов используется принцип «один регион — один центр компетенций».У нас также имеются определенные наработки в плане взаимодействия с российскими экспертами. В частности, существует соглашение о сотрудничестве между ФЦК и отраслевым институтом Министерства промышленности «Кадры индустрии» в плане совместной реализации образовательной части проекта. В 2019-м эксперты ФЦК приезжали в Беларусь, побывали на нескольких крупных предприятиях промышленности. Наши менеджеры высоко оценили их уровень компетенций. Почему не воспользоваться их услугами? Дело в том, что их опыт достается бесплатно только российским компаниям. А на внешнем контуре ФЦК выступает в качестве коммерческого консультанта. И их услуги предполагают достаточно серьезные инвестиции со стороны наших предприятий. Не исключено, что в рамках интеграционных процессов было бы логично инициировать переговоры о предоставлении доступа и белорусским компаниям к безвозмездному участию в проектах ФЦК. Как минимум тех предприятий, которые активно встроены в интеграционные проекты в рамках Союзного государства и в повышении производительности которых кровно заинтересованы российские контрагенты и российская экономика в целом. Тем не менее, убеждена Татьяна Мельникова, необходимо на собственном, национальном уровне создавать центры компетенций по повышению производительности труда. С учетом имеющихся наработок взаимодействия с экспертами ФЦК и реальных возможностей для консолидации опыта внедрения инструментов повышения производительности на предприятиях отрасли такой центр компетенций может быть создан и на базе института «Кадры индустрии». Эта работа требует не только высокого уровня прикладной экспертности, но и соответствующего научного сопровождения, поскольку заимствовать готовые алгоритмы нельзя, а имеющийся опыт надо подвергать всестороннему анализу и прогнозировать динамику развития процессов в средней и дальнесрочной перспективах.
— У белорусской промышленности есть свои особенности, — объясняет собеседница. — Они обусловлены как нашей социально-экономической моделью, так и рядом других факторов: менталитетом работников и менеджеров разных уровней, своей производственной культурой и традициями, особенностями нормативно-правовой базы, внешними условиями хозяйствования. Несомненно, актуально создание наукоемких центров компетенций, которые бы аккумулировали и положительный, и отрицательный опыт внедрения тех или иных принципов организации бизнес-процессов и оптимизации производств, а главное — обеспечивали бы качественный консалтинг и эффективное сопровождение внедрения изменений на предприятиях. Такие центры в той или иной форме постепенно формируются. Но для активизации этого процесса и получения требуемого эффекта, безусловно, необходима государственная позиция в этом вопросе и системная поддержка. Об этом свидетельствует все тот же опыт Российской Федерации, где в рамках упомянутого национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» параллельно функционируют две взаимодополняющие федеральные программы. Одна из них, оператором которой является ФЦК, — «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях»; вторая программа — «Системные меры» — обеспечивает снижение бюрократических барьеров, налоговые льготы и иные благоприятные административные режимы для предприятий — участников проекта, способствуя большей вовлеченности в проект и усилению финансового эффекта от внедрения технологии бережливого производства.
Как отмечает Татьяна Мельникова, национальные программы по производительности труда не только повышают прибыльность отдельных бизнесов, но и активизируют рынок в целом. Предприятия, которые из-за несоответствия тем или иным критериям не попадают в нацпроекты, видят на практике эффективность и необходимость внедрения новых подходов. И обращаются к коммерческим консультациям. Так или иначе обостряется конкуренция, создаются новые компетенции, провоцируя конструктивное оживление всего реального сектора. Такой подход помогает компаниям при неизменных материальных затратах и численности человеческих ресурсов выпускать больше продукции и увеличивать прибыль.
Национальные программы по производительности труда не только повышают прибыльность отдельных бизнесов, но и активизируют рынок в целом. Предприятия, которые из-за несоответствия тем или иным критериям не попадают в нацпроекты, видят на практике эффективность и необходимость внедрения новых подходов. И обращаются к коммерческим консультациям. Так или иначе обостряется конкуренция, создаются новые компетенции, провоцируя конструктивное оживление всего реального сектора.
volchkov@sb.by
Фото из архива «СБ».