Настроение хорошее – можно ехать
Ребята позевывают, их родители обсуждают насущные школьные дела, а сизый иней только-только покидает после ночи осеннюю траву. Раннее сонное утро прорезает звонкий детский голос:– Едет! Едет!
На стоянку возле магазина «Провиант» в поселке Ченки заруливает ярко-желтый автобус с надписью «Дети». Транспортное средство должным образом паркуется, чтобы можно было безопасно принять пассажиров: «груз» очень ценный, правила перевозок должны быть исполнены безукоризненно.
Желтый автобус виден издалека
Двери открываются. Первыми в салон залетают неразлучные приятели из 2 «А» Кенан Байрамов и Матвей Чмыров:
– Здрасьте, Наталья Ивановна!
– Доброе утро! – улыбается водитель.
Мальчики усаживаются на переднее сиденье и тут же начинают засыпать вопросами:
– А дверь какой кнопочкой закрывается? А педальки для чего? А рулить сложно?
Наталья Савельева терпеливо отвечает и, улыбаясь, говорит нам:
– Их всегда все интересует! А меня это очень радует, люблю рассказывать им про автобус. Мы всегда говорим о ПДД, учим, как правильно переходить дорогу, что означают цвета светофора. И еще обязательно рассказываю не только про безопасность, но и о правилах вежливости: выходим из автобуса – подаем руку девочкам. Через пару дней вижу: возле школы из салона спускаются и тянут одноклассницам ручки. Молодцы!
С соблюдением ПДД строго – все пристегнуты
Матвей доверительно сообщает мне:
– Я когда вырасту, тоже водителем буду!
На часах половина восьмого. Если для пассажиров это еще довольно ранний час, то для Натальи Савельевой – разгар рабочего дня. До этого рейса она уже дважды свозила совсем маленьких местных жителей в детский сад, сейчас на очереди – младшее звено Ченковской базовой школы. Для водителя утро начинается не позже пяти, к шести часам она уже на автобазе районного отдела образования: нужно получить необходимые документы, осмотреть транспортное средство и к половине седьмого прибыть в начало поселка на первый рейс.
Автобус заполняется маленькими пассажирами. Утро быстро перестает быть тихим.
– Доброе утро, Кирюша! – встречают школьников сопровождающие педагоги Юлия Титкова и Наталья Моторина. – Здравствуй, Машенька! Присаживайся, рюкзачок снимай.
Водитель оборачивается и внимательным взглядом окидывает салон:
– Все пристегнулись?
– Да-а-а! – раздается громкий строй детских голосов.
– Все в хорошем настроении?
– Да-а-а!
– Тогда поехали!
Ставим пока общение с Натальей Ивановной на паузу: во время движения отвлекать водителя нельзя.
На учебу дети приезжают с хорошим настроением
Как улыбается лошадка?
Расстояние небольшое, всего около пяти километров в одну сторону, но корпус для начальных классов находится на окраине – на территории лагеря «Ченковский бор». Добираться своим ходом неудобно. Маршрут движения строгий, даже остановки, на которых подсаживаются школьники, согласованы с Госавтоинспекцией. Количество рейсов и время отправления администрация скрупулезно обсуждала с родителями. Довольны остались все: теперь и мамы с папами на работу успевают, и 60 школьников безопасно и под присмотром добираются до места учебы. Новенький школьный автобус подарен Гомельским облисполкомом. Водителя на эту ответственную должность подбирали тщательно и, как рассказала нам директор школы Вера Колесникова, результатом довольны:– Наталья Ивановна – ответственная, пунктуальная, профессионал своего дела. А то, что она женщина, так в общении с детьми это только плюс, и родители приняли на ура такую новость.
Вот уже полгода Наталья Савельева каждое утро под звонкие голоса детей колесит по поселку. Чтобы настроить малышей на учебу, педагоги для поездки приготовили немало активностей. Ручками хлопали, ножками топали, спели вместе «От улыбки хмурый день светлей...», да так, что улыбаться, кажется, начали и встречные водители. Юлия Титкова предлагает ребятам «размять» воображение:
– А давайте попробуем представить, как улыбаются разные животные: котик, обезьянка...
Школьники радостно корчат рожицы.
– А как улыбается лошадка?
– И-го-го-о-! – охотно демонстрирует первоклассница Даша Дмитренок, и весь автобус начинает хохотать.
Матушка Наталья
Поселок Ченки под Гомелем – местная здравница, здесь много санаториев и оздоровительных лагерей – уж больно красивая природа. Для Натальи Ивановны пейзаж за стеклом – еще один приятный бонус в работе. Желтый автобус заезжает в ворота и останавливается напротив школьного крыльца. Ребята покидают салон, не забывая обернуться напоследок:– До свидания, Наталья Ивановна!
Я замечаю:
– Нескучная у вас работа.
Водитель соглашается:
– Дети заряжают меня энергией, с ними весело. В Ченках очень воспитанные школьники. Я же вожу детей не только в школу и обратно, но и на экскурсии, соревнования. Даже от старших никогда нецензурного слова не слышала. А уж малышня!.. Это они еще не проснулись. Когда с уроков едут, тут очень шумно. Наперебой рассказывают мне, какие стихи учили, какие примеры решали.
Водителем Наталья Ивановна никогда быть не мечтала. В молодые годы освоила мотоцикл, а за руль четырехколесного транспортного средства села 15 лет назад. К тому времени она уже получила бухгалтерское образование, вышла замуж и родила сына.
– На права пошла учиться, потому что предложил муж, хотя, если честно, не хотела особо. Уж точно не думала, что свяжу с этим свой трудовой путь.
Найти постоянную работу было нелегкой задачей, семья часто переезжала. Наталья Ивановна шутит: она – словно жена военного, вслед за супругом исколесила весь район. Вот только служит он на другом поприще – церковном. Матушка Наталья всегда поддерживала мужа, а потом, как оказалось, его совет насчет прав стал судьбоносным. Когда семья перебралась в деревню Шарпиловку, выяснилось, что местное лесничество уже полгода ищет водителя. На удачу Наталья Ивановна особо не рассчитывала, все-таки не все относят вождение к женской работе, но свою кандидатуру предложила. Может, сыграло роль то, что руководила лесничеством тогда тоже женщина, а может, и то, что Наталья Ивановна человеком слыла спокойным и надежным. Это место она получила.
– Мне очень нравилось возить лесников на работу. Отличные ребята, хорошее дело делали: лес чистили, новые деревья высаживали. Да и навыки вождения усовершенствовала на лесных дорогах знатно. Представьте, как зимой было: снег дорогу заметет, слева – высоковольтные линии, справа – деревья, свернуть некуда, вот и прорывайся!
Тише едет
После очередного переезда, когда семья оказалась в Гомеле, Наталья Савельева состоялась и как гуру городских дорог – несколько лет водила маршрутное такси. Там работа была куда более нервная, конкуренты не дремали, однако трудности водитель преодолевала с привычным спокойствием и уверенностью, с пассажирами конфликтов не имела, на гомельских улицах не лихачила.– Не могу сказать, что гонять я не умею, однако предпочитаю ездить потихоньку, так все целее будут.
Вмешалась пандемия, и маршрутку пришлось оставить. Тогда Наталья Ивановна и занялась перевозкой маленьких веселых пассажиров:
– Мне любая моя работа нравилась, но здесь очень хорошо. Да, график специфический, разорванный, я быстро к нему привыкла.
– Мне любая моя работа нравилась, но здесь очень хорошо
Проблем у Натальи Ивановны с коллегами-мужчинами не возникает. Работает она наравне с ними. Так что утверждение о «неженском деле» уверенно уходит в небытие. Тем более что дама она самостоятельная: может и картошку на огороде вырастить, и есть приготовить, и гвоздь забить, и стартер поменять в стареньком «Москвиче», на котором 15 лет назад начинала ездить. Была у нее и иномарка, но советский автопром Наталье Ивановне больше по душе: и надежнее, и неприхотливее.
Время небольшого перерыва между рейсами заканчивается, но водителя это, кажется, только радует: ко всей своей приветливости Наталья довольно скромная, и все время норовит скрыться от камеры и диктофона:
– Еще один рейс, и в девять утра я на обед! К часу вернусь развозить малышей после уроков, а вечером доставлю домой тех, кто ходит в продленку. Сегодня наверняка еще что-то интересное выучат, надо будет обязательно послушать.
valchenko@sb.by