По делу о геноциде белорусского народа допрошено более 16,5 тысячи человек – Швед

В соответствии со статьей 3 Закона «О геноциде белорусского народа» Генеральная прокуратура принимает меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств геноцида белорусского народа, установлению лиц, причастных к совершению актов геноцида, и их уголовному преследованию. Об этом Генеральный прокурор Беларуси Андрей Швед заявил сегодня на заседании девятой сессии Палаты представителей Национального собрания Беларуси седьмого созыва, выступая с докладом по проекту Закона «Об изменении Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь».


– К настоящему моменту проведен большой объем следственных и процессуальных действий. Допрошено более 16,5 тысячи человек, из них более 8 тысяч – это узники концлагерей, а также их родственники и иные лица, располагающие сведениями о фактах злодеяний. Проведено 477 осмотров мест происшествий, в ходе которых зафиксированы ранее неизвестные места захоронений граждан, погибших в годы оккупации. Получены данные об 11685 населенных пунктах, частично или полностью уничтоженных в годы Великой Отечественной войны, из них свыше 2400 ранее неизвестных, в том числе более 50, разделивших судьбу Хатыни. В прошлом году проведены раскопки в 27 ранее неизвестных местах уничтожения мирных жителей. На этот год запланировано проведение поисковых работ еще в 36 местах, – сказал Андрей Швед. 

Он отметил, что дополнительно обнаружено значительное количество массовых захоронений. Из последних – Ганцевичский район Брестской области (деревня Мальковичи), где было уничтожено не менее 40 лиц, Светлогорский район Гомельской области (деревня Залье) – примерно 26 мирных граждан, Сенненский район Витебской области (агрогородок Коковчино) – уничтожено не менее 20 человек и другие места.



– Проводится масштабная и кропотливая работа с архивными документами. Анализируется информация о лицах, угнанных в немецкое рабство. Кроме того, в архивах КГБ и МВД рассмотрено около 27 тысяч уголовных дел в отношении осужденных нацистских преступников и их пособников. Продолжается анализ документов, полученных из архивных учреждений России, Германии и других стран. Все это позволит дать юридическую и моральную оценку совершенным преступлениям, довести все факты до сведения широкой общественности, – сообщил Андрей Швед.

Генеральный прокурор Беларуси подчеркнул, что в ходе расследования уголовного дела устанавливаются лица, совершившие преступления против мира и безопасности человечества, которые в силу разных причин не понесли заслуженного наказания. Многие из них уже умерли. В силу действующего законодательства уголовное дело не может быть возбуждено, а по возбужденному делу производство подлежит прекращению в отношении умершего, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для его реабилитации.

– Уголовно-процессуальный закон не содержит правовых механизмов, позволяющих расследовать уголовное дело в полном объеме, а главное, провести судебное рассмотрение уголовного дела в отношении умершего, если его родственниками не подано в установленном порядке соответствующее заявление. В то же время преступления против мира, безопасности человечества и военные преступления, включая геноцид, не имеют сроков давности. В целях обеспечения принципа неотвратимости ответственности, исходя из государственных и общественных интересов, Генеральной прокуратурой разработан законопроект, предусматривающий возможность производства по уголовным делам данной категории в отношении умерших лиц вне зависимости от согласия их близких родственников, – констатировал Андрей Швед. 

Законопроект «Об изменении Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь предусматривает корректировку главы 49-2 УПК в части осуществления производства по материалам и уголовному делу в случае смерти подозреваемого, обвиняемого, лица, подлежавшего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого.


В законопроекте предлагается реализовать следующие подходы. Не допускаются отказ в возбуждении уголовного дела и прекращение производства по уголовному делу в случае смерти лица, совершившего преступление, не имеющее сроков давности. Это, в частности, такие преступления, как акт международного терроризма, геноцид, применение оружия массового поражения, нарушение законов и обычаев войны и другие. Предусмотрена обязанность следователя принять меры по установлению близких родственников умершего обвиняемого и уведомить их о праве представлять интересы умершего. 

Невозможность установления родственников, а также неподача ими заявления об участии в производстве по уголовному делу в качестве представителя умершего обвиняемого не препятствует расследованию. Участие защитника по делам данной категории является обязательным. В отношении умершего обвиняемого при доказанности его виновности суд постановляет обвинительный приговор без назначения наказания. Важно, что производство по уголовному делу будет осуществляться по общим правилам судопроизводства с учетом особенностей, связанных с невозможностью участия обвиняемого в процессе. Никаких упрощенных процедур по доказыванию виновности обвиняемого проект не предусматривает.

В связи с принятием законопроекта потребуется корректировка отдельных подзаконных актов, связанных с возмещением расходов по оплате труда адвокатов за счет средств местного бюджета. В связи с этим в законопроекте предусмотрено соответствующее поручение.




Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter