17—18 октября в Витебске проходит республиканский семинар по вопросам внутреннего водного транспорта (ВВТ). На семинар приехали около 30 человек — руководители всех подведомственных организаций водного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, представители Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
На данный момент по рекам перевозится меньше одного процента всех грузов Беларуси. Хотя перспективы у водного транспорта весьма привлекательны, он дешевле. Три баржи заменяют железнодорожный состав. Но есть проблема — реки наши мельчают, и большую часть года для навигации непригодны. Это влечет за собой финансовые и кадровые сложности. Чтобы водный транспорт мог зарабатывать и развиваться, необходимы серьезные инвестиции. А для привлечения инвестиций нужен анализ рынка и реальные проекты.
Эта работа уже ведется. В частности, по заказу Минтранса разработан программно-аналитический комплекс для планирования работы внутреннего водного транспорта Беларуси. О его возможностях рассказал старший научный сотрудник РНПУП «Институт энергетики НАН Беларуси» Иван Филютич:
— Помимо полных данных об инфраструктуре внутреннего водного транспорта, мы впервые, наверное, в Беларуси создаем базу грузоотправителей и грузополучателей с их реальными объемами грузов и направлениями поставок. Сопоставляя большой объем данный — от статистических данных, баз таможенных органов и БЖД, — пытаемся ответить на вопрос, есть ли в грузовых потоках место для того, чтобы объекты ВВТ включались в эти объемы перевозок. Это позволит осуществлять гибкое оперативное планирование, корректировать бизнес-планы предприятий и рассчитывать эффективность инвестиций в расширение инфраструктуры водного транспорта. Где-то не хватает мощности портов, где-то не хватает судов и, зная потребности грузополучателей и грузоотправителей, мы будем знать, куда в первую очередь нужно вкладывать средства.
По словам заместителя министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Натальи Александрович, развитие водного транспорта для Минтранса — одна из стратегических задач:
— Перед современным водным транспортом стоят серьезные вызовы и экономические и технологические. Первое — доля водного транспорта в стране стремиться к нулю, хотя не так давно она достигала 2,3 и 2,7 процента. Несмотря на все сложности, потенциал для развития есть. Есть школа, уникальные специалисты, производственные фонды. Плохо, что нет инициативы снизу. На семинаре мы готовы услышать любые предложения, даже те, которые звучат как фантастика. Надеюсь, коллеги вспомнят, что они транспортники, и начнут уделять первоочередное внимание перевозкам. Мы хотим, чтобы водный транспорт начал развитие и занял нишу как минимум в три процента от объема всех грузов.
Участники семинара обсудили реальный потенциал водного транспорта в стране, проблемы отраслевого взаимодействия, возможности экспортно-импортных перевозок, перспективы развития водных путей на реке Западная Двина, повышение эффективности буксирного флота и необходимость обновления судов.
Вчера гости побывали на Витебской ГЭС и ознакомились с работой судоходного шлюза. Кстати, перепад высоты на шлюзе ГЭС составляет более 12 метров, такого в Беларуси нигде больше нет. Для сравнения, подобное сооружение в Кобрине имеет перепад высоты 5,5 метра. Витебские речники продвигают идею об организации экскурсий на теплоходах из Витебска до музея-усадьбы Ильи Репина «Здравнево».