Доливают ли топливо на заправках? Проверили с экспертами

Пистолеты на бочку

За рулем 12 лет, намотала более 200 тысяч километров. Мои первые две иномарки были экономичными, и топливный вопрос особенно не беспокоил. А вот последняя «кушала» как неродная. От заправки до заправки 4 дня. Что удивляло? Каждый раз беру 98-й бензин на твердую сумму, а стрелка поднимается по-разному. Закрались сомнения: неужели недоливают? Служебное положение и рубрика «СГ» позволили проверить колонки АЗС на точность выдачи топлива. В качестве эксперта мы пригласили специалиста инспекции Госстандарта. Поехали!

Моя последняя машина «кушала» много, и закрались сомнения: неужели на заправках недоливают?

НАПРАВЛЯЮСЬ в Брест в надежде на банальное: чем дальше от столицы, тем меньше порядка. АЗС под пристальным взором Госстандарта круглый год. Только за 2018—2020 годы на точность выдачи топ­лива (и не только это) Брестская областная инспекция проверила 40 АЗС различных компаний. Соглашусь, все заправки контролерам не охватить, но держать в тонусе можно. К примеру, юрлица о грядущем мониторинге узнают за полгода. Время на подготовку есть. Правда, куда контролеры заглянут, для них загадка. Так что надо быть начеку всем и всегда.

С начальником метрологического отдела Брестской областной инспекции Госстандарта Владимиром Шайдой едем на самую крупную в пригороде Бреста АЗС № 2 РУП «Белоруснефть-Брестоблнефтепродукт». Для автомобилистов объект, что и говорить, важный. Пункт пропуска «Козловичи» в пяти километрах. Легковушек тьма, 30 пистолетов переходят из рук в руки. До полного бака здесь заправляются дальнобойщики, кто держит путь в Европу. Те, кто едет оттуда, рады, что дотянули до первой в Беларуси заправки, — в Польше дорого.

  Госинспектор Владимир ШАЙДА осматривает пломбы, ищет следы подтека топлива.

На мой вопрос, доливают ли топливо на наших АЗС, водитель-международник Александр показывает датчик на баке:

— На моей памяти такого не случалось. Механик из моей конторы видит по компьютеру, что я заправился. Если бы недолили хоть литр, он сразу позвонил бы.

Дальнобойщик Александр: «Если бы недолили хоть литр, механик тут же позвонил бы». 

Второй водитель вернулся в Брест из Краснодарского края:

— Там на одной из заправок мне недолили из тонны 60 лит­ров. Ругался, но бесполезно. А год назад после заправки в России мой Евро-6 чихать стал. На улице мороз, а в баке с подогревом топливо на кисель похоже. У нас такого не бывает.

На АЗС, куда мы приехали, в сутки разбирают 30 тонн дизеля и 10 тонн бензина. Даже если недолить в каждый бак сотню граммов, компания в большом плюсе. «Репутация дороже денег», — начальник управления розничной торговли РУП «Белоруснефть-Брестоблнефтепродукт» Александр Шалимов, узнав о рейде инспекции Госстандарта с «СГ», прибыл на место. Сказал, они открыты для контролера и журналиста, скрывать нечего.


Мониторинг начинается с бумажной работы — журналов учета нефтепродуктов, поверки измерительных приборов. Для меня, да и читателя, это не так увлекательно. Владимир Шайда спустя время выносит вердикт: документы в порядке. А теперь самое интересное — будем каждый пистолет проливать. Именно так и поступают, если у клиента к АЗС возникает претензия. На этой заправке была парочка таких ситуаций в прошлом году, один водитель даже милицию вызвал.

Вскрываем корпус ТРК. Конт­ролер проверяет целостность и дату поверки пломб на каждом пистолете: они в порядке, сроки в норме. Следов подтека топлива нет. Мастер АЗС несет 10-литровый мерник, с виду похожий на большую гантель. На каждой заправке такой есть, только разного объема — 10, 20 или 50 литров. Владимир Шайда убедился, что мерник поверен, а значит, в точности его показаний сомневаться не приходится. Берем пистолет с 98-м бензином и в ведро сливаем каплю по капле остатки топлива от легковушки, которая только-только заправилась и отъехала. Девушка-оператор с компьютера подает 10 литров, наполняем мерник. Смотрим: 10 литров и 10 миллилитров. Проливаем второй раз: результат такой же — плюс 10 миллилитров в пользу клиента.

— Это норма, ставлю плюс, — поясняет Владимир Шайда. — ГОСТ допускает погрешность 25 миллилитров на 10 литров. Она может быть как в пользу клиента, так и АЗС. Данный пистолет работает в пользу клиента.

Если у клиента есть претензия, пистолет проливают с помощью поверенного мерника.

ЧУТЬ позже просмотрела все нарушения, которые Брестская областная инспекция выявляла в 2018—2020 годах на автозаправках. Большинство касалось истекших сроков поверки и исправности измерительных приборов. Таких выявили 23, 4 из них применялись для выдачи топлива. В 2018 году на АЗС в деревне Посеничи Пинского района грешил в пользу клиента пистолет с дизтопливом — на каждые 10 литров топлива заливал на 30 миллилитров больше. А вот на АЗС в Ляховичах недоливали 30 миллилитров. Нарушения тут же устранили.

Итого. Мы пролили 10 пистолетов с разными видами топлива на АЗС. Три из них работали как часы: выдавали ровно 10 литров, ни миллиграмма больше или меньше. Все остальные действовали в пределах гостовской нормы, зато в пользу клиента — плюс 10—20 миллилитров.

К слову, проведя немало времени на АЗС, узнала любопытные факты: к примеру, по графику расхода топлива заметила, что чаще всего клиенты заказывают не определенный литраж, а заправляются на твердую сумму, скажем, 30 руб­лей. Еще один факт на заметку: раз в 2,5 года каждый резервуар с топливом должны опустошать и вычищать от осадка. За этим Госстандарт тоже следит.
Вместо послесловия. Никто из юрлиц в этом бизнесе, невзирая на то, частная или государственная, белорусская или российская компания, карт-бланша не имеет. Контролеры едут и смотрят: как работают и не обманывают ли клиентов.
В ТЕМУ

Белорусские нефтеперерабатывающие заводы полностью обеспечивают внутренний рынок топливом, заявили БЕЛТА в пресс-службе концерна «Белнефтехим», комментируя информацию об ограничении продаж топлива на некоторых  заправках «Лукойла». Здесь считают, что распространяемая информация об ограничениях продаж «имеет провокационный оттенок, попытку породить какой-то ажиотажный спрос, посеять панику». Тем более что речь не идет о всех заправках одной сети, соответственно, вопросы могут быть в неотрегулированной логистике поставок.

В «Белнефтехиме» придерживаются мнения, что ситуация никак не связана с экономикой и не останется без внимания регулятора, при этом нефтяная компания «Лукойл» использует инструменты и ресурсы, направленные на распространение пессимистичных настроений.

В «Белнефтехиме» подчеркнули, что введение ограничений на АЗС — это одностороннее решение самих субъектов хозяйствования, никаких подобных решений со стороны Правительства или регулятора не принималось. «Если бы поставки нефтепродуктов с белорусских НПЗ в адрес этих структур (дочерних структур российских нефтяных компаний. — Прим. БЕЛТА) прекратились, то чем они сейчас торгуют? Поэтому странно слышать подобную информацию», — резюмировали в концерне.

ostapchuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter