Случаев домашнего насилия становится меньше. Что помогает изменить ситуацию?

Пьет и бьет

“Страшно ее одну оставлять. От него ж неизвестно чего ждать: пьет, скандалит, может дверь вынести. А недавно заявил, что выкинет нас с четвертого этажа, мол, мы в этой квартире никто, он ее получал от завода”. В квартире зятя пенсионерка Тамара Ларченко не задержится — ей надо в деревню: там хата, участок, впереди — посевная. А страшно ей за дочь.

novice.si

Антонина с мужем развелась 11 лет назад, но до сих пор бывшие супруги вынужденно сосуществуют в городской двушке: “Уйти было некуда, двое детей на руках. Да и Виталий поначалу был тихим пьяницей. Работал на заводе, но стал чаще прикладываться к бутылке, и его оттуда попросили. Как напивался — а пил пока зарплата не кончится — оскорблял, унижал. Его бесило все: и сели мы не так, и встали не так… Я молчала, терпела. Когда он уехал на заработки к брату в Москву, вся семья вздохнула с облегчением. Но и брат не выдержал попоек и дурного характера Виталика — уволил. Он вернулся в Могилев, устроился дворником. И стало еще хуже. Сыновья наши к тому времени выросли, ушли из дома, предпочли снимать жилье. И теперь главная задача бывшего — избавиться от меня. Однажды — не знаю, намеренно или по пьяни — он кинул непотушенный окурок в общей прихожей, случился пожар. Хорошо, что не ночью — вовремя с соседями обнаружили, потушили. А как-то пришла домой и с порога почувствовала запах газа — Виталий открыл все конфорки…”

После очередной выходки пьяного экс-супруга Антонина Ивановна позвонила в милицию. “Комнатному” тирану, хоть он и уверял, что на него наговаривают, выдали защитное предписание — запретили месяц появляться на пороге квартиры, звонить и писать близким.

— Если нарушит, сразу сообщите. Тогда ему будет грозить штраф или арест, — объяснила жертвам дебошира инспектор отдела охраны правопорядка и профилактики Ленинского РОВД Могилева Ольга Сергеева, с которой мы навестили эту семью. — А если на вашего бывшего будет составлен еще хоть один административный протокол — за семейный скандал в пьяном виде или распитие спиртного в общественном месте — это уже повод для направления его в ЛТП.

В ЛТП недавно отправили земляка Виталия — Сергея Прохорова. В РОВД рассказали: “49 лет мужику, а работать не заставишь. Сидит на шее у 84-летней матери. Та его, непутевого, жалеет, чуть не с ложки кормит. А он наглеет, деньги требует, пропивает ее пенсию”.

Правоохранители констатируют:

— На многих “комнатных” тиранов без слез не взглянешь. Стоит такой: маленький, худенький, трясется, слова из него не вытянешь. А ведь мы знаем — перед нами “хамелеон”, дома он “геройствует” — держит в страхе мать, жену, детей. Может не только по столу кулаком стукнуть.

Такой “экземпляр” я встретила в Ленинском РОВД. От щуплого 33-летнего Сереги — стойкий запах перегара. Робко жмется в углу кабинета, говорит еле слышно… А на деле, как выясняется, тот еще буян. Защитное предписание ему уже выдавали — в 2018-м. На время притих. Но 8 марта супруга Сергея вызвала милицию. Благоверный оригинально ее “поздравил” — кулаком в лицо.

“Она первая скандалить начала, хотя я ей цветы принес”, — мямлит, оправдываясь, Серега. Оказалось — супруга упрекнула благоверного, который вот уже несколько месяцев сидит без работы, что явился домой пьяным.

— Постыдились бы, ваша жена каждый день километров за 100 на работу в соседнюю область ездит, у вас ребенок. Впредь себе позволите подобное, попадете уже не под административную статью, а под уголовную “Истязание”, — толкует начальник Ленинского РОВД Алексей Щербаков, вручая Сергею защитное предписание. И уже обращаясь ко мне, добавляет:

— Как правило, на семейных дебоширов этот документ действует отрезвляюще. Ведь большинство из них еще не достигли дна: боятся потерять семью, работу. Сергей — уже в одном шаге от ЛТП. А чтобы такие, как он, после получения предписания не нарушали мир и покой домочадцев, берем ситуацию на особый контроль. Участковые регулярно навещают жертв тиранов, обмениваются телефонными звонками.

В  минувшем году Ленинским РОВД выдано 236 защитных предписаний, за два с половиной месяца этого года — 45. Среди тех, кому их вручили, не только мужики. На месяц выселили из дома, запретили подходить к родным и донимать их телефонными звонками и горожанку, которая безбожно пила и не давала жить дочери и внуку.

Бывает и так: выселили “комнатного” тирана, а через день-два звонит его жена или мать: “Верните кормильца. Мы его простили”. Если есть весомый повод, предписание могут аннулировать. Был случай: могилевчанину вечером вынесли вердикт, а наутро разрешили вернуться к близким. Его жена угодила в больницу, а дома — парализованная мать, за которой надо ухаживать.

Кстати, больше из той семьи жалоб на семейные скандалы не поступало.

— Их вообще год от года меньше, — констатируют в РОВД. — Если в 2015-м было 1569, то в минувшем — 1205.

Без мелких ссор семейная жизнь не обходится. Но если близкий человек превратился в тирана, а тем паче в “боксера”, терпеть нельзя. Он должен знать — даже за угрозы его могут попросить с вещами на выход. Пусть на месяц, но все же... Защитные предписания — как шоковая терапия для мужиков, которым еще есть что терять. А таких — большинство. Хорошо и то, что проблема домашнего насилия перестает быть “кухонной”. И что женщины, наконец, стали понимать — стыдно должно быть не им, а тем, кто их обижает.

КОММЕНТАРИИ

Наталья Евтихова, психолог, Могилев:

— Домашнее насилие — это не только удар по лицу или таскание за волосы. Оно бывает еще и экономическим, сексуальным, психологическим. Причин, по которым женщины позволяют так с собой обращаться, множество. Для кого-то это норма, потому что выросли в семье, где мать молча сносила обиды и побои. Кто-то остается рядом с тираном, потому что “дети его любят”, “идти некуда”, “завишу от него материально” или “страшно остаться одной”. Нередко такие “токсичные отношения”, когда один партнер оскорбляет, унижает другого, манипулирует им, длятся годами. Женщине стыдно признаться, что ее муж — деспот даже родителям, не то что друзьям, соседям, коллегам. А ведь психологическая помощь и поддержка близких очень важны — в одиночку тяжело выйти из замкнутого круга. К счастью, психология соотечественниц меняется. Они осознают, что не надо замалчивать “стыдные” семейные проблемы. И во многом — благодаря СМИ. Видят — даже “звезды” решаются обнародовать свои синяки, и их никто за это не осуждает. Видят, что на “комнатных” тиранов есть управа — можно воспользоваться тем же защитным предписанием. И понимают: выбор — продолжать быть жертвой или стать хозяйкой собственной судьбы — за ними.

Дмитрий Парков, начальник управления охраны правопорядка и профилактики УВД Могилевского облисполкома:

— Мы много лет сталкивались с тем, что жертвы домашнего насилия не решались писать заявления в милицию. Срабатывало несколько факторов: не хотели выносить сор из избы, опасались, что им не помогут. Рассуждали: если явных следов побоев нет, кто мне поверит. Изменить ситуацию помогли профилактика и защитные предписания. Если лет 5 назад, когда только появилась такая мера борьбы с домашними тиранами, на них жаловались землячки, подвергшиеся физическому насилию, то последние 2 года стало поступать больше обращений от потерпевших от насилия психологического. И предписаний мы стали выносить больше: в 2017-м — 1295, в 2018-м — 1346. Это, как ни странно прозвучит, хорошо. Ведь главная задача, которую ставят перед собой правоохранители, — обнаружить проблему на ранней стадии, тем самым предотвратив тяжелые последствия. Если не пресечь агрессию на корню, тиран, ощутив безнаказанность, рано или поздно перейдет к рукоприкладству. А тут недалеко и до трагедии: тяжких телесных повреждений, убийств. К счастью, жертвы дебоширов осознали: им есть к кому обратиться за помощью. Они могут уйти в кризисные комнаты, центры, их несдержанных мужей могут изолировать от семьи. И это работает. За прошлый год в милицию от населения Могилевщины поступило меньше сообщений о фактах насилия в семье, чем годом ранее: 12 924 и 13 405 соответственно.

kislyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter