Сегодня Людмила Бржозовская по-прежнему каждый день приходит в балетный класс — к любимым ученикам. За эти годы она вырастила десяток звезд, которые теперь танцуют ее любимые партии: в «Кармен-сюите» и «Сотворении мира», «Спартаке» и «Кармина Бурана». Мы поздравляем Людмилу Генриховну с красивой юбилейной датой и вспоминаем ее лучше работы.
«Тиль Уленшпигель», конец 1970-х
— Это был интересный для меня опыт, потому что до елизарьевой версии я танцевала в спектакле Отара Дадишкилиани. Получилась, по сути, моя вторая роль Неле. «Тиль Уленшпигель» — спектакль очень шутливый, даже немножко нахальный. Я же была для него слишком классической балериной, поэтому мне было сложно сделать в нем что-то непохожее на классический танец. Но потом я попала в Ленинград на спектакль «Укрощение строптивой» с Алисой Фрейндлих. И я увидела, как безупречно она играла, как владела своим телом, каждым словом… Так я поняла, что мне просто нужно тщательнее искать. Фрейндлих, кстати, вдохновила меня не только на «Тиля Уленшпигеля», но и на образ в «Кармина Бурана».«Жизель»
— Всегда любила этот спектакль и очень ждала. Но одновременно и очень боялась, потому что его нужно уметь танцевать. Как-то я попала в Большой театр на безупречную постановку с Галиной Улановой в главной роли — и никогда больше я не видела такой прекрасной Жизели. Да, многие танцуют эту партию хорошо и правильно, особенно во втором акте. Но сделать образ таким красивым и легким получилось только у Улановой.С Юрием Трояном мне всегда было легко в работе, потому что он очень эмоциональный танцовщик.
Секрет нашего успеха заключался в постоянном поиске.Мы старались, чтобы каждый новый образ был не похож на предыдущий. При этом мы много спорили, особенно когда репетировали новые спектакли.
А вот дома о балете почти не говорили. Хотя мы так мало времени проводили дома… Приезжали только поесть и поспать. А потом снова в машину — и скорее в театр.
«Дон Кихот»
— Одна из моих любимых ролей. Очень темпераментный спектакль, который я всегда боялась станцевать, но в то же время очень хотела — у меня прекрасно получались поддержки, и в классической пачке я хорошо смотрелась. Эту роль с нами готовила Нина Стуколкина, которая открыла мне глаза на широту движений и поз, заставив тщательно относиться к классическим вариациям.«Лебединое озеро»
— В 1966 году я окончила хореографическое училище. На выпускном концерте танцевала роль Одиллии (Черного лебедя), которую со мной подготовили Ирина Савельева вместе с мужем Владимиром Бурцевым. Белого лебедя я тогда не танцевала. Отрабатывала его с Ниной Стуколкиной, но в 1970-х мы волею судьбы поехали с Юрием Трояном в Ленинград в Кировский театр на класс усовершенствования. Я попала к ученице Вагановой Наталье Дудинской. И до сих пор пользуюсь теми приемами, которым она меня научила. Так же учу и своих девочек. Потому что знаю: если они сделают именно так, все у них точно получится.«Спартак», 1980-е
— Абсолютно новаторская постановка, очень смелая и актуальная до сих пор. Для балерины роль Фригии, кстати, несложная, а вот для танцовщика «Спартак» — один из самых тяжелых, физически и эмоционально, балетов. Я уверена: спектакль будет жить в театре только до тех пор, пока будет артист, который сможет станцевать эту роль.Сейчас Фригию очень красиво танцует Ирина Еромкина. С ней репетируешь и получаешь удовольствие, но смотреть на нее на сцене — это удовольствие вдвойне: такая скульптурность, красивые линии. Абсолютный восторг.
leonovich@sb.by
Фото из архива Большого театра Беларуси.