Ежедневно мясокомбинат в Гродно выпускает 120 тонн колбасных изделий.
1. Иное качество, иные возможности
За счет чего Гродненская область получает на молочных и мясных продуктах самую высокую чистую прибыль в стране
НА вкус, как известно, товарищей нет. Но крупным переработчикам найти их все же нужно. Объемы выпускаемой продукции большие, потому рецептуры должны быть такими, чтобы вызвать максимальный покупательский спрос. Иначе эффективности от производства не будет. Какие еще особенности есть в работе крупных перерабатывающих предприятий? Как обстоят дела с продвижением продукции, конкуренцией и экспортными поставками?
ПЯТНАДЦАТЬ самых крупных перерабатывающих предприятий Гродненщины — это основа холдинга «Гродномясомолпром». Мясная, молочная, алкогольная, крахмальная, консервная отрасли. Направлений немало. Мы же сосредоточим внимание на двух основных звеньях — переработке мяса и молока. И вот почему.
Итоги восьми месяцев этого года показательны: чистая прибыль молочной промышленности Гродненщины — самой маленькой, замечу, области — около 80 миллионов рублей. Это четверть в общей копилке — всего по стране получено 328 миллионов. Чистая прибыль мясной отрасли — 25 миллионов. Почти половина от общереспубликанского заработка в этой сфере. В чем секрет? Заместитель гендиректора по производству холдинга «Гродномясомолпром» Сергей Скиба в ответе лаконичен:
— В эффективности переработки. За последнее время все предприятия провели модернизацию, были оснащены новым энергоэффективным оборудованием. Это позволяет сейчас экономить. Плюс соблюдаются технологии при выпуске продукции, а это залог качества, что, в свою очередь, можно назвать важным конкурентным преимуществом.
Чтобы убедиться в этом, отправляюсь на Гродненский мясокомбинат. Предприятие крупное, с полным циклом производства. Ежедневно выпускают здесь 120 тонн колбасных изделий и 15 тонн полуфабрикатов. Объемы и рубль погоняют: рентабельность продаж сегодня 8 процентов. И это, говорят, не предел. Сказывается финансовая нагрузка от нового производства: в прошлом году был открыт цех по выпуску сырокопченых изделий, на который затратили 56,6 миллиона рублей. Чуть больше 67 процентов от этой суммы — кредитные ресурсы. Стоила ли овчинка выделки? Новое производство, аналогов которому в стране нет, запустили на полгода раньше запланированного, на проектную мощность вышли на два месяца быстрее, чем значилось в бизнес-плане. Появление его обосновано: мясокомбинат не мог выполнить все заявки на сырокопченые и сыровяленые изделия. На рынке чувствовался дефицит таких продуктов. Было решено провести модернизацию колбасно-кулинарного цеха. Вовремя, одним словом, подстроились под запросы рынка.
Заместитель гендиректора по производству и качеству мясокомбината Олег Иванов считает, что в этом и заключается ключевая задача переработчика: не потерять прибыль возможно лишь в том случае, если выпускать востребованную продукцию. Новый цех — не ахиллесова пята. Ежемесячно тут производят по 500 тонн сырокопченых изделий. За девять месяцев этого года в торговые сети отгружено продукции на 40,8 миллиона рублей.
КОНЕЧНО, если говорить о крупных предприятиях, то главный вопрос здесь даже не в том, чтобы произвести продукцию, это переработчики умеют делать, а как ее продать. У Гродненского мясокомбината, например, складских запасов практически нет. Это говорит о грамотном подходе к продвижению. У предприятия создана собственная товаропроводящая сеть, в Заславле открыт логистический центр, плюс работает несколько фирменных магазинов. Отличный способ прорекламировать товар — участие в международных выставках. Это же помогает устанавливать новые контакты, а соответственно, расширять рынки сбыта.
Кстати, о них. Ключевой партнер как для Гродненского мясокомбината, так и в целом для «Гродномясомолпрома» — Россия. Сегодня туда отгружается 86,7 процента продукции, которая идет на экспорт. На остальные страны приходится всего чуть больше 13 процентов. Ведется работа по расширению рынков сбыта, дополняет Сергей Скиба:
— Зависимость от российского рынка объясняется в первую очередь близостью. Экономим на логистике. Но среди перспективных направлений — Китай. Туда, в частности, сухое молоко уже поставляет волковысское ОАО «Беллакт». Заканчивается сертификация для поставок сухого детского питания, есть интерес и к мясной продукции. Всего мы экспортируем продукцию более чем в двадцать стран. Нарабатываются контакты также с Японией, Таиландом, ОАЭ. Но нужно понимать, что на этих рынках конкуренция сильная — не только с местными производителями, а и с европейскими. Полностью переключиться только на них невозможно, Россия все равно останется наиболее прибыльной.
Впрочем, толкаться локтями нужно и там. В том числе удивлять новыми видами продукции. Среди них, например, сыры с длительным сроком созревания — аналоги пармезана. Производство их в небольших объемах налажено практически на всех молочных заводах области. Доступ у европейских производителей к российскому рынку закрыт, продукции премиум-сегмента не хватает. «Это, скорее, имиджевый проект, про большие объемы здесь говорить не приходится. Продукция все же элитная, процесс изготовления длительный, — поясняет Сергей Скиба. — Если срок созревания обычного сыра 45—60 суток, то пармезана — 365 дней, а то и больше. Понятно, что стоимость такого товара будет выше, спрос немассовый».
СЫРЬЕВАЯ база у переработчиков местная. Все сельхозорганизации области поставляют продукцию на предприятия холдинга. Незначительная часть завозится из других областей. Ввиду расширения производств сегодня даже чувствуется дефицит сырья — как в молочном, так и мясном направлениях. Заводы и комбинаты способны переработать его больше. Не возникает ли ситуация, что некоторым сельхозорганизациям «навязывают» предприятие, куда необходимо отгружать произведенную продукцию, дабы то не простаивало? Сергей Скиба говорит, что в эти вопросы никто не вмешивается:
— В преддверии нового года предприятия-переработчики заключают с сельхозорганизациями годовые договоры контрактации. В дальнейшем работа строится только на этих договорных обязательствах, и выполнять их, даже если возникает какой-то диспаритет цен, необходимо. Наверное, исторически так сложилось, что местный производитель поставляет сырье на местное перерабатывающее предприятие. Да и есть ли смысл возить молоко, например, из Сморгони в Волковыск? Будет ли это экономически целесообразно? Если говорить про закупочные цены, то в целом они равны, значительной разбежки нет.
Возможность подстраиваться под запросы рынка, ежегодно обновлять ассортимент, развивать одновременно премиум и массовый сегменты, конкурировать с зарубежными производителями, запускать собственные товаропроводящие сети и наращивать экспортные поставки. Это все о крупных производствах. Что в ответ скажут небольшие перерабатывающие цеха и заводы, которые открыты при СПК, фермерами или торговыми сетями? На какой сегмент рассчитана их продукция и как удается конкурировать с теми же предприятиями-гигантами? Об этом читайте во второй части материала.
borisovez@sb.by
Фото автора и предоставлено «Гродненским мясокомбинатом»