Партизанская муза Григория Диденко. Его припевки, частушки, монологи обожали народные мстители
В годы войны во многих партизанских отрядах и соединениях, действующих на территории Белоруссии, были созданы художественные ансамбли и агитбригады, которые возглавляли бывшие артисты, музыканты, культработники. Об одном из таких малоизвестных партизанских ансамблей, организованном актером Григорием Диденко, мне хочется рассказать читателям «Р».
Имя заслуженного артиста нашей республики Григория Диденко стоит в первом ряду ведущих мастеров белорусской эстрады. В 50—60-х годах он пользовался широкой популярностью у зрителей как незаменимый конферансье многих концертных программ.
Являясь артистом разговорного жанра, Григорий Диденко живо и образно читал на эстраде фельетоны, монологи шуточного или сатирического характера, выразительно исполнял музыкальные куплеты и репризы на различные бытовые темы. Когда его уже не стало, я как-то случайно узнал, что этот эстрадный исполнитель в основном один готовил для себя репертуар: сочинял частушки, пародийные куплеты и сам подбирал к ним музыку.
… В 1938 году Григорий Диденко окончил Воронежский театральный институт и был сразу призван в армию. Военную службу проходил в Ансамбле песни и танца пограничных войск НКВД БССР.
Когда внезапно грянула война, этот пограничный ансамбль, находившийся в то время на гастролях в Литве, фактически оказался во вражеском окружении, отрезанным от советских воинских частей. Чтобы избежать фашистского плена, артисты ансамбля решили небольшими группами и поодиночке двигаться на восток. Но почти никому их них не удалось перейти линию фронта и соединиться с нашими отступающими войсками.
Григорий Диденко, переодевшись в одном белорусском хуторе в поношенную крестьянскую одежду, с большими трудностями, едва живой добрался до Минска. Здесь жила семья артиста – жена Зина и дочурка Алла, родившаяся за две недели до начала войны. Как рассказала мне Зинаида Петровна, она тогда не сразу узнала в изможденном, небритом человеке своего мужа. Оба они не могли сдержать слез радости от такой неожиданной встречи.
В оккупированном гитлеровцами Минске происходили постоянные облавы. И тех, кто не имел при себе документов, могли сразу же подвергнуть аресту. Поэтому друзья Г. Диденко вскоре помогли ему получить временный паспорт и устроиться на работу в оперный театр.
В феврале 1943 года Григорий и его жена влились в ряды народных мстителей, действующих на территории Пуховичского района. Он ходил в разведку, участвовал в боевых действиях против гитлеровских карателей, в разгроме вражеских гарнизонов.
«Однажды, когда партизаны вернулись на свою основную базу после тяжелых боев возле села Омельно на противоположном берегу реки Птичь, — рассказывала мне Зинаида Диденко, — Григорий Васильевич, чтобы как-то разрядить нервозную, напряженную обстановку, неожиданно предложил: «Хотите, друзья, я прочту рассказ «Галочка»? До этого мало кто в отряде знал, что мой муж – артист, и рассказ «Галочка» был его коронным номером в программах пограничного ансамбля. И на партизан импровизированное выступление чтеца тоже произвело большое впечатление».
После того памятного случая, как утверждала моя собеседница, руководство отряда и поручило Г. Диденко организовать художественный ансамбль, способный поднимать боевой дух народных мстителей. Это был небольшой концертный коллектив, состоящий из артистов-полупрофессионалов и любителей.
Литературные произведения Г. Диденко регулярно публиковались в партизанском рукописном журнале «Кутузовец», который выходил в этом отряде на протяжении более полутора лет. Было выпущено тринадцать номеров «Кутузовца», прилично оформленных и в основном отпечатанных на пишущей машинке. Но из них сохранилось только девять номеров.
— Каким образом удалось сберечь такие ценные партизанские реликвии? – спросил я у Зинаиды Петровны во время нашей встречи.
— Незадолго до начала полного освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, — сказала она, — все отряды 2-й Минской партизанской бригады оказались в кольце вражеской блокады. Наши партизаны знали, что предстоят жестокие бои с гитлеровцами. Поэтому мы с мужем, завернув выпущенные номера журнала в прочную мешковину, закопали их в укромном месте на опушке леса. После снятия блокады и соединения партизан с наступающими частями Советской армии журналы из надежного тайника были сразу отправлены в Минск. Теперь они хранятся в нашем Государственном музее истории Великой Отечественной войны…
Познакомила меня Зинаида Петровна и с домашним архивом своего мужа, в котором осталось после его смерти немало интересных эстрадных куплетов, пародий, реприз, написанных преимущественно самим исполнителем. Он включил их в свой репертуар, выступая в послевоенные годы на разных фестивалях, в декадах литературы и искусства и на обычных концертах.