Курсанты только вернулись в академию с летних каникул. Четыре года здесь готовят лейтенантов, командиров танковых взводов. Экипаж машины боевой, как в песне, три человека. Командир, наводчик и механик-водитель. Командир и наводчик в экипаже взаимозаменяемые. Командир и вовсе «мультитанкист» — может сесть на место наводчика, а также должен уметь водить танк.
Сержант Евгений Гусеньков учится на третьем курсе, родом из Волковыска. Целенаправленно после школы шел на этот факультет, с техникой с детства на «ты» — помогал чинить отцовскую «ласточку».
— Постигать устройство танка мне было легко, — признается Евгений. — Основной танк в нашей армии — Т-72, но мы изучаем устройство и Т-90, БТР и даже американского «Абрамса». Командир должен обладать широкими знаниями.
В первый день нового учебного года курсанты повторяют технику безопасности работы с танком. Для наглядности из бокса выехал один Т-72. Этот танк проверен временем. Его «морщинки» ловко маскирует новейшее оборудование, которым он модернизирован. Придают ему узнаваемый вид металлические контейнеры динамической защиты, которые подрываются навстречу кумулятивным снарядам. В ответ Т-72 может «послать в подарок» противнику управляемую ракету. Лазерный луч доставит ее точно адресату. Кроме лазерного наведения в арсенале танка — «ночные» прицелы, которые подсвечивает инфракрасная лампа Луна. Даже при отказе приборов все органы управления дублируются механически.
Дальность стрельбы бронебойным и кумулятивным снарядами до четырех километров, осколочно-фугасным снарядом при должной сноровке можно выстрелить из закрытой позиции «навесом», как артиллерия, и вовсе на десять километров. При стрельбе на такие расстояния наводчику нужно учитывать скорость ветра, давление и температуру воздуха.
— Также усиленно учим английский язык, специальную лексику, — Евгению заморская грамота поначалу тяжело давалась. Парень уже настоящий специалист-танкист по всем трем специальностям экипажа.
На первом курсе будущих командиров танковых взводов учат стрелять с места, на втором — с коротких остановок, а в движении — уже на третьем. На последнем курсе — методические занятия.
Тяжело в учебе — легко на работеВ просторном классе огневой подготовки разместились тренажеры. Механический — для обучения правильно загружать снаряды. Рядом — динамический тренажер. Он в академии совсем недавно «прописался», предназначен для обучения ведению огня из пушки и пулемета — днем и ночью, в любых погодных условиях. За механика-водителя — программа. Загудела гидравлика, платформа закачалась на виртуальных кочках. На третьем тренажере курсанты учатся работать с радиостанцией и плавно управлять пушкой.
— Первым делом молодые курсанты изучают вооружение, — поясняет старший преподаватель кафедры огневой подготовки Владимир Гергель. — Затем на тренажерах и на практических занятиях по огневой подготовке учим их стрелять с места, на втором курсе — с коротких остановок, и в движении — уже на третьем. На последнем курсе — методические занятия. Курсанты проводят занятия для своих же одногруппников. Учим их учить.
Тренажеры, конечно, в полной мере «дух» настоящего танка не передают, за спиной не рычит мощный двигатель. Хотя его рев имитируется в наушниках, передаются вибрации и откат после выстрела. За пультом управления тренажером курсанты составляют в программе для своего товарища погодные условия и маршрут. Можно добавить солдат противника и танки. Подобьют тебя — тренажер отключится, «гейм овер».
— Когда же курсанты стреляют по-настоящему? — интересуюсь.
— На полигоне, после первого семестра, правда, только из вкладной пушки меньшего калибра, — поясняет Владимир Гергель.
Сержант Евгений Гусеньков и старший преподаватель кафедры огневой подготовки Владимир Гергель.
Полный впередОбучение управлению танком начинается во втором семестре, в классе подготовки механиков-водителей. Тридцать на семьдесят — соотношение подготовки на тренажерах и на реальном танке. Словом, предметы не перемешиваются: один день строго стрельбы, другой — вождение, третий — день устройства и эксплуатации. Мало управлять танком, нужно еще и уметь его чинить.
На мониторе наблюдаю, как курсант аккуратно «крадется» на танке. Он возле минного поля. Тренажер ведет себя реалистично, на пригорках наклоняется. В программу тренажера графику «не завезли», но уровень симуляции настолько высок, что даже грязь на триплексе прорисована. Маршрут пролегал через холм, танк заглох. Курсант выбрал неправильную передачу. К слову, в Т-72 семь передач. На себя потянул оба рычага управления — понизил передачу на одну. Перед переключением обязательно нужно притормаживать. На новейшем российском танке «Армата» коробка автоматическая, но, как показывает практика, с «механикой» надежнее.
Ошибки курсантов сохраняются в истории, их можно распечатать, программа даже сама ставит оценку. Если с преподавателем еще можно поспорить, то с программой — никак. Последнее слово за компьютером.
Молодо и почти не зелено
Первые курсы живут в казарме, а старшие — в общежитии. В комнате восемь человек. По сути, та же казарма, разве что больше личного пространства. Есть дневальные и дежурные. Два в одном: получаешь высшее образование и в то же время служишь в армии. Первокурсники пока еще не до конца освоились, пару дней здесь после курса молодого бойца. Пообщался с ними. К выбору будущей профессии этим парням нужно было подойти ответственно — шутка ли, определить судьбу минимум на ближайшие девять лет (четыре — обучение и пять лет — служба по контракту). К слову, многие парни рослые. Стереотип о коренастых танкистах развеян.
Через четыре года два десятка нынешних первокурсников станут молодыми командирами. А пока они только в начале своего пути.
— Вчера были информатика, физкультура, черчение, — делятся первокурсники.
На занятия с собой они берут планшет с тетрадью и письменными принадлежностями. Жаль, электронными планшетами и мобильными телефонами в Военной академии пользоваться нельзя. Без соцсетей лично я не смог бы прожить и дня.
— Как кормят? — один из самых важных вопросов.
— Вкусно, мясо дают. — Гражданские повара — залог вкусного питания.
Воскресенье в академии — день посещений, родители каждую неделю приезжают. Чем выше курс, тем реже визиты. Также в этот день можно выйти в город. Танкисты пошли «дальше» и организовывают целые «тимбилдинги» — курсами сражаются в пейнтбол или играют в футбол.
ikras@sb.by