Интересные возможности есть у учеников не только столичных школ, но и небольших учебных заведений в глубинке. Каждый ребенок мечтает посещать в собственной школе музей РОВД или стать юным мастером на все руки на дополнительных занятиях по труду в «Папиной мастерской», а в проекте «Знаешь? Научи!» малыши могут почувствовать себя настоящими алхимиками! Учителя кличевской школы № 2 решили не мешать реализации грез своих воспитанников: они лишь координируют процесс и создают творческое пространство.
Счастливые и нарядные ребята встретили нас во дворе кличевской школы № 2 имени Ф. И. Ковалева.
— Здравствуйте! — дружно прокричали они.
А затем со смехом побежали в школу заниматься своими таинственными делами, за которыми мы сегодня понаблюдаем. Экскурсию нам проводит заместитель директора по учебной работе Анастасия Держанская:
— Пойдемте, познакомим вас с нашими талантливыми учениками поближе.
По словам замдиректора, внеурочная деятельность в этой школе — часть основного образовательного процесса, нацеленная на помощь ребенку в освоении новых свершений и увлечений. Она помогает формировать учебную мотивацию, способствует расширению образовательного пространства и создает дополнительные условия для развития учащихся. Так, два года назад в учреждении заработал проект «Папина мастерская».
— Мы понимали, что в нашей школе есть ребята, которые, к сожалению, растут в семьях без отцов. Воспитанием занимаются мама, бабушки и дедушки. Проект также ориентирован и на тех малышей, чьи папы много работают и не могут уделять достаточного внимания детям. Нам хотелось привить им навыки, которые точно пригодятся в жизни: познакомить со столярными инструментами и обучить мужской работе по дому, чтобы ученики на занятиях могли что-то смастерить, сделать своими руками, — поделилась Анастасия Викторовна.
На протяжении года проект функционировал как пилотный. Однако вскоре он выиграл грант конкурса «Опыт лучших «Белой Руси» — достояние общества». На 100 базовых величин, выигранных в конкурсе, закупили хорошее оборудование, инструменты, материалы и продолжили работу уже в качестве клуба «Папина мастерская». Сегодня его возглавляет Владимир Держанский. Под его чутким руководством ребята учатся быть в доме маленькими хозяевами, которые всё умеют.
Кстати, клуб посещают не только мальчики, но и девочки, а иногда последних даже больше. В этом мы убедились, когда зашли в класс и увидели юных мастеров и мастериц за работой. Каждый ребенок занят чем-то особенным: новогодние елочки, полочки, декоративные изделия — актуальный список дел учеников.
Для Андрея Воронича посещение клуба — любимое занятие. Второклассник в мастерской с самого ее основания и не скрывает, что получает огромное удовольствие и пользу от занятий:
— Больше всего мне понравилось мастерить кормушку и робота. Изначально, конечно, было тяжеловато, однако со временем я научился работать со многими столярными инструментами. Даже готов по выходным рано просыпаться, чтобы приходить сюда позаниматься, — поделился Андрей.
В «Папину мастерскую» нет записи, отсутствуют учет и возрастные ограничения. Приходят даже с родителями. Любой учащийся, кстати, не только школы № 2, но и школы № 1 Кличева каждую субботу может посещать клуб и на протяжении двух часов обучаться резьбе, выжиганию и изготовлению различных поделок. Лучшие экспонаты позже представят на выставках, остальные ребята по желанию могут забрать себе домой.
Например, в конце декабря ученик «Папиной мастерской» Артем Харлап получил диплом I степени на Международном конкурсе декоративно-прикладного творчества «Новогоднее чудо» в номинации «Самая оригинальная елка».
— Пытаемся привлечь детей и в науку, чтобы им действительно было интересно и познавательно. Век информационных технологий — это, конечно, важно и здорово. Однако при этом мы забываем о научной деятельности, — поделился Владимир Держанский.
По этой причине в школе уже два года функционирует и проект «Знаешь? Научи!». Он направлен на популяризацию науки среди малышей с целью облегчить им переход на вторую ступень образования, придать уверенности. Изначально запускался как образовательный проект, однако со временем стало понятно, что одному учителю проводить такие занятия непросто.
— Подумали: а почему бы не дать возможность проявить себя учащимся из педагогического класса? Для них это отличный опыт будущей преподавательской деятельности. Выпускники чувствуют себя увереннее, им уже не так страшно работать с аудиторией, а малышам это только в радость, — отметила Анастасия Держанская.
Учащаяся 11-го класса педагогической подгруппы Ангелина Коврик в будущем планирует работать учителем и именно поэтому с энтузиазмом откликнулась на предложение проводить у малышей уроки биологии, географии и физики:
— Мне нравится, а больше всего цепляет реакция детей на что-то новое, неизведанное. Детское мировоззрение в целом довольно интересное, — рассказала Ангелина.
Больше всего ребята любят химические и биологические эксперименты. Уже в третьем и четвертом классах ученики не по годам развиты в этих направлениях: знают, чем отличаются корнеплоды от плодов, какие условия необходимы для роста растений и как определить наличие соли и воды в почве.
— Мы даже скелеты животных рассматривали! И гусениц выращивали! Искусственных, конечно же, — со смехом рассказала участница проекта Анна Лызо.
В школе следят и за физическим здоровьем детей: каждый вторник между уроками проходят танцевальные перемены: в холле первого этажа на танцы собираются все классы. Для ребят это не только физическая, но и эмоциональная разгрузка.
— Стараемся, чтобы нашим ученикам было действительно интересно, не хотим, чтобы школа превратилась в обычную рутину. А больше всего мотивирует, когда в коридорах встречают ребята со словами: «Когда уже следующее дополнительное занятие? Мы очень ждем!» — с улыбкой поведала Анастасия.Идей у руководителей действительно много — готовы поделиться опытом с коллегами из района и области.
Недавно распахнула двери уникальная музейная комната, посвященная истории районной милиции. Открытие музея стало значимым событием не только для коллектива школы, но и для ветеранов правоохранительных органов и нынешних сотрудников РОВД.
В комнате нас встречает блок криминалистики, собранные и представленные экспонаты — документальный рассказ об образовании и становлении Кличевского райотдела милиции, его прошлом и настоящем.
Стенды повествуют о судьбах милиционеров — участников Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов, погибших при исполнении служебного долга в мирное время, а также нынешних сотрудников РОВД. Общими усилиями педагогов школы и ветеранов РОВД за короткий срок были собраны образцы обмундирования милиционеров прошлых лет, оборудование, которое использовали в работе криминалисты, фототехника, многочисленные документы и значки.
А началось все с военно-патриотического клуба «ЮнПатриот», действующего при учреждении образования и находящегося под попечительством РОВД. После чего пришла идея создать и музейную комнату.
— Решили: а почему бы и нет? Это огромный потенциал для работы с детьми: профориентация, история и исследовательская работа, а музейная коллекция экспонатов будет пополняться, — поделилась заместитель директора по воспитательной работе Наталья Наумович.
Сегодня школа готова к открытию и полноценному проведению экскурсий в музее для педагогов, учащихся и представителей ветеранских организаций Кличева!
kvachenok@sb.by