Вчера на площадке МИА «Россия сегодня» был представлен доклад «Палачи на пенсии. Нацистские преступники из Латвии на службе ЦРУ», подготовленный фондом «Историческая память». Из него следует, что ЦРУ США активно вербовало бывших членов латышского легиона СС, причастных к массовым убийствам мирных граждан на оккупированных территориях СССР в годы Великой Отечественной войны, и затем использовало их в своей подрывной работе.
Парад латышских легионеров в честь дня основания Латвийской республики. Рига, Домская площадь. 18 ноября 1943 года.
Кстати, несколько лет назад документы ЦРУ, рассекреченные в рамках Акта о разоблачении нацистских военных преступников, также содержали много интересной информации о белорусах, сотрудничавших с фашистами и бежавших на запад вслед за своими хозяевами. Идейные последыши этих предателей еще кое‑где бродят по Минску…
Ястребы Даугавы
Итак, почитаем некоторые страницы доклада.«Публикуемые сведения наглядно свидетельствуют о том, что подавляющее большинство латышских агентов ЦРУ в годы Второй мировой войны служило нацистам, многие из этих агентов были прямо причастны к преступлениям против человечности, в том числе к Холокосту, карательным операциям против мирного населения».С этим все просто и понятно: черного кобеля не отмоешь добела, сколько ни старайся…
В докладе, в частности, приводятся данные о сотрудничестве с ЦРУ латышского легионера СС Яниса Цирулиса, активно участвовавшего в массовых расправах над мирными гражданами, в том числе женщинами и детьми, в районе деревни Жестяная Горка Новгородской области. Там в 1942—1943 годах оккупанты и их подручные убили более 2,5 тысячи человек. Кстати, по факту злодеяний в Жестяной Горке в октябре 2020 года было вынесено первое в России судебное решение, определившее те убийства как геноцид советского народа нацистами.
Как следует из доклада, особую роль среди этих агентов американской разведки играли участники организации «Ястребы Даугавы» (Daugavas Vanagi), в том числе члены ее правления. Она была создана после Второй мировой войны в лагере для военнопленных в Бельгии бывшими латышскими легионерами СС. Центр размещался в западногерманском Мюнстере, ее филиалы располагались в 12 странах Запада, в том числе в США, Англии и Канаде. В организацию входило около 130 местных отделений, объединявших более девяти тысяч человек.
После распада Советского Союза отделения организации открыты в Латвии. Сейчас отделения Daugavas Vanagi существуют во всех странах, где выявлено наибольшее число ветеранов латышского легиона СС. Именно с подачи «Ястребов Даугавы» в Латвии 16 марта ежегодно отмечается как день памяти латышского легиона.
Марш бывших латышских легионеров «Ваффен СС» в Риге, 2020 г.
«Концентрация нацистских пособников и преступников в латышской агентуре ЦРУ была зашкаливающей, а организация Daugavas Vanagi по праву может считаться одним из ключевых активов американской разведки на латвийском направлении», — говорится в докладе.
Его авторы поясняют, почему ЦРУ вербовало людей, точно причастных к преступлениям против человечности. «ЦРУ предпочитало вербовать полицейских, а полицейские были самым активным образом вовлечены в организованные нацистами преступления», — подчеркивают историки.
Тут логичным образом усматривается связь с исследованием «Белорусы на службе ЦРУ: белорусская информация в рассекреченных документах американской разведки», сделанным несколько ранее белорусским историком Антоном Рудаком.
Кстати, это исследование тоже основано на рассекреченных документах ЦРУ.
Диверсионный батальон «Дальвитц»: путь от абвера к ЦРУ
Напомним, еще в 2017 году Центральное разведывательное управление США опубликовало на своем сайте 13 миллионов страниц документов, которые содержат много фактов по истории послевоенной волны белорусской эмиграции. Как указывает историк Антон Рудак, это означает, что белорусы сотрудничали в той или иной степени с немецким оккупационным режимом в годы Второй мировой войны, и ЦРУ проверяло факты такого сотрудничества — с разным результатом.Первым в белорусских эмигрантских кругах попытался отправить своих агентов в Беларусь бывший командир белорусской бригады войск СС полковник Франтишек Кушель. Он в 1952 году стал агентом ЦРУ с криптонимом CAMBISTA‑10 в рамках программы AEQUOR, которая предусматривала подготовку агентов для переброски в БССР в контакте с Радой БНР.
Цитирую исследование Рудака: «В одном из отчетов сотрудника американской разведки о беседе с другим деятелем эмиграции, бывшим бургомистром оккупированного Минска Витовтом Тумашем (который сотрудничал с ЦРУ начиная с 1954 года под криптонимом AECAMBISTA‑16), содержится также интересное упоминание о деятельности в 1944—1945 годах созданного абвером белорусского диверсионного батальона «Дальвитц».
НАША СПРАВКА
«Дальвитц» (нем. Luftlandebataillon zur besonderen Verfügung «Dallwitz») — созданное во время Великой Отечественный войны специальное разведывательно‑диверсионное подразделение абвера из числа белорусских националистов в г. Дальвитц (Восточная Пруссия).
«Интеллигентный националист» под колпаком ЦРУ
В исследовании, сделанном Антоном Рудаком, вскрываются любопытные факты.«Анализируя документы американской разведки, прежде всего следует обратить внимание на популярные среди них криптонимы. Рада БНР называлась CAMBISTA‑1, а ее деятели в хронологическом порядке их подключения к сотрудничеству получали такой же псевдоним с соответствующей цифрой. Так, Борис Рогуля имел псевдоним CAMBISTA‑2, президент Рады БНР Микола Абрамчик — CAMBISTA‑4 и т.д. (Позднее к этим криптонимам добавили еще две буквы — AECAMBISTA.)
Белорусы в ЦРУ были задействованы в целом ряде проектов, таких как REDSKIN (операции, связанные с легальными методами коммуникации с агентами внутри СССР), REDSOX (операции, связанные с нелегальным возвращением эмигрантов в Советский Союз) и AEDEPOT (также AEREADY — подготовка кадров на случай войны с СССР).
Исключительно белорусским был проект AEQUOR, предусматривавший разведывательные операции в БССР с использованием сторонников Рады БНР, а также финансирование газеты «Отечество».
Связующим звеном между Радой БНР и ЦРУ первоначально являлся Борис Рогуля. В 1953 году американские спецслужбы характеризовали Рогулю следующим образом: «Интеллигентный, антикоммунист, опытный в антисоветской контрразведывательной работе, но эгоистичный, амбициозный и прежде всего заинтересован в распространении белорусского национализма».
Одним из агентов, которые были связаны с Рогулей и в 1954 году готовились для работы за железным занавесом, был сотрудник радио «Освобождение» Лявон Карась, который среди друзей носил кличку Рыба. Кстати, и президент БЦР Радослав Островский в документах американской разведки имел криптоним AETOMAC‑2.
Осенью 1952 года Островский предложил американцам разработанный план сотрудничества с разведкой США, предусматривавший, в частности, заброску группы разведчиков в ПНР и еще двух — в БССР. В ЦРУ восприняли такой проект с энтузиазмом, решив предложить членам Рады БНР создание единой разведывательной школы для сторонников обеих политических ориентаций белорусской эмиграции.
Однако на фоне провала в БССР миссии десантников Рады БНР в 1952—1954 годах ЦРУ посчитало нецелесообразным дальнейшее сотрудничество с белорусами из обоих политических лагерей.
Предатели Беларуси
Философ Петр Петровский в материале «ЦРУ против Беларуси. Топ‑5 предателей на службе США» пишет, что «геополитическое положение Беларуси, находящейся между Западом и Востоком, с самых первых дней существования притягивало интерес различных стран мира… Костяк западных специальных служб, работавших по БССР, составляли деятели белорусской эмиграции, которые имели антисоветские взгляды и незавидный эпизод коллаборационизма в собственной биографии. После войны для ухода от привлечения к ответственности за пособничество нацистам многие белорусские эмигранты подались к американским спецслужбам.Американские специальные службы встретили новоиспеченных сотрудников с распростертыми объятиями. Американский исследователь Кристофер Симпсон в своей книге Blowback отмечает:
«Как ЦРУ, так и государственный департамент, и военная разведка США, каждый в отдельности, создали специальные программы со специфической целью привлечения отобранных бывших нацистов и коллаборационистов в Соединенные Штаты… Правительство использовало этих мужчин и женщин в качестве экспертов в пропагандистской и психологической войне, для работы в американских лабораториях и даже как специальные партизанские вооруженные группы для разворачивания в СССР на случай ядерной войны… Сотни, а возможно, и тысячи таких рекрутов были ветеранами SS, некоторые были офицерами кровавой Sicherheitsdienst (SD), секретной службы нацистской партии».
Вот уж действительно, палачи не уходят на пенсию…
Ирина МАРКОВА.