Польшу накрыла волна насилия. Замалчивать и скрывать это уже не получается. Что еще вскрыла история с изнасилованием и убийством белоруски в центре Варшавы
Новости из Польши как сводки с фронта: убили, покалечили, ограбили, изнасиловали. И это я не только про белорусов. Потому что жить в Польше стало опасно, а столица давно и прочно закрепилась в десятке самых опасных городов страны. По данным польской полиции, ежегодно в Польше происходит 2,3 тысячи изнасилований. Однако есть и другая статистика: таких случаев гораздо больше — около 30 тысяч, о большинстве изнасилований просто никогда не сообщается. И речь идет только об изнасилованиях...
Прокуратура требует приговорить Дориана С. к пожизненному заключению.
Если бы не резонанс
Окружной суд Варшавы запросил наказание в виде пожизненного заключения для 23‑летнего поляка Дориана С., который почти год назад в центре Варшавы изнасиловал, избил и задушил белоруску Лизу Герцен.
25 февраля 2024 года девушка была найдена в критическом состоянии у ворот дома по ул. Журавия в центре польской столицы. Нашедший ее охранник вызвал скорую помощь и полицию, но 1 марта Лиза скончалась, так и не приходя в сознание. Подозреваемого в убийстве белоруски задержали в тот же день. Ему было предъявлено обвинение в убийстве на сексуальной почве, изнасиловании и разбое.
Рассмотрение уголовного дела в отношении Дориана С. в суде началось 4 декабря и в основном проходило за закрытыми дверями. Чтобы не травмировать обвиняемого и его родственников подробностями, о которых услышат посторонние, — так объяснили в суде. А желающих попасть в зал судебных заседаний на протяжении всего процесса было достаточно: убийство Лизы Герцен получило широкую огласку и привлекло внимание к проблеме насилия в стране.
Дориан С. и его защитники делали упор на то, что обвиняемому что‑то подсыпали в коктейль в баре, где он отдыхал в тот вечер.
«Чувствовал себя странно, не могу это описать. Перешел через переход на Маршалковской и тогда увидел эту девушку. Я был в каком‑то оцепенении, не чувствовал страха, ничего. А вообще‑то я человек боязливый и эмоциональный», — рассказал сам обвиняемый в одном из заседаний и даже выдавил из себя слезы.
Определившись с жертвой, Дориан надел балаклаву и, угрожая ножом, напал на Лизу, затащил ее в подворотню, избил, изнасиловал и задушил. Убивать не собирался, хотел ограбить, а потом просто разозлился — так звучало признание вины в исполнении подсудимого. У преступления были и свидетели, но они предпочли не вмешиваться…
Без особых эмоций
Молодой человек ранее уже был судим за преступления, связанные с наркотиками. По его собственному признанию, в тот вечер он собирался ограбить магазин: очень нужны были деньги на оплату аренды. Поэтому с собой он прихватил большой кухонный нож и балаклаву.
Совершив преступление, Дориан спокойно зашел в ближайший магазин за сигаретами. Обвиняемому была проведена экспертиза, которая подтвердила его полную вменяемость.
Исходя из санкций статей, по которым обвиняется Дориан С., суд может назначить ему наказание от 15 лет лишения свободы до пожизненного заключения. Пока прозвучал запрос прокуратуры о пожизненном лишении свободы и выплате 200 тысяч злотых в виде компенсаций родственникам погибшей девушки. При этом адвокаты подсудимого просят суд и полностью оправдать своего подзащитного, и смягчить наказание для него.
Окончательный вердикт будет вынесен судом 17 января.
Адвокат Кароль Дрождж, представляющий в суде интересы признанных потерпевшими брата погибшей и ее парня, дал комментарий польским журналистам: «Учитывая характер дела, его ход и поведение преступника, нам кажется, что это единственный вариант защитить общество от таких злоумышленников, находящихся на свободе. Риск того, что он совершит подобное деяние в будущем, очень высок. Сегодня в своей заключительной речи обвиняемый впервые выразил раскаяние. По крайней мере, устно. Это была недлинная речь — он произнес буквально два предложения, в которых извинился».
Уже очевидно, что приговор Дориану С. будет достаточно суровым. Однако у обвиняемого есть и защитники, которые считают, что он сам едва ли не жертва, а от «понаехавших» в Польше местные имеют право избавляться так, как считают нужным…