Строительная отрасль играет важную роль в экономике Беларуси. Сегодня это сотни тысяч занятых и тысячи производств, расположенных по всей стране. Новая санкционная действительность диктует свои условия, что, по мнению экспертов, только подстегивает к развитию импортозамещающих предприятий. Отечественные производители строительных материалов отмечают существенный рост спроса на свою продукцию. О том, каковы перспективы развития строительного рынка страны в текущем году, обсудили эксперты во время пресс-конференции в Доме прессы.
Сейчас отмечается большой спрос на строительные товары белорусских предприятий.
— Объяснить это можно тем, что зарубежные производители в связи с ростом цен на энергоносители либо приостановили свою деятельность, либо вынуждены повышать цены. В этой ситуации отечественная продукция становится очень востребованной.
Александр Патутин отметил, что новая ситуация в мировой экономике диктует строительной индустрии свои условия, однако при этом открываются новые возможности для ее развития:
— В обстановке санкционного давления, нарушения логистических цепочек и нехватки сырья усиливается значение строительной отрасли в экономике страны. Местные источники сырья становятся очень важными. Также строительная сфера может обеспечить спрос для многих других отраслей. Очень важным фактором становится импортозамещение. Кризисы прошлого, которые нарушали импортные поставки, давали нам мощный толчок к развитию импортозамещающих отечественных производств. Мы наблюдаем сейчас по результатам мониторинга, что очень многие предприятия не только не приостановили свою деятельность, но и продолжают успешно работать. Не без трудностей, но при этом спрос на их продукцию очень высок.
Также он рассказал, что на рынке сейчас высвобождаются ниши с уходом западных конкурентов:
— И мы уже отмечаем большой спрос на строительные товары белорусских предприятий. Многие из них начинают предлагать то, чего не было в прошлом году. Расширяют гамму продукции. Небывалый спрос на материалы для индивидуального жилищного строительства: цемент, кровлю.При этом Александр Патутин заметил, что в этих условиях организаторы XIX Республиканского профессионального конкурса на соискание премии за достижения в строительстве «ЛИДЕРЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ — 2022» видят своей миссией поддержку производителей, организаций и предприятий, стремящихся развиваться на строительном рынке, несмотря на сложности:
— Мы считаем важным выделить те компании, которые выпускают высококачественную, современную продукцию строительного назначения. В связи с ростом сегментов строительного рынка в 2021-м организаторы приняли решение об обновлении конкурса. Мы изменили название конкурса с «Лучший продукт года» на «Лидеры в строительстве», хочется охватить намного больший круг предприятий с более широким видом деятельности. Также ввели новые номинации. Теперь будут оцениваться не только строительные услуги и продукция, но и объекты.
Заместитель генерального директора, главный инженер УП «Минскметрострой» Аркадий Арутюнян сообщил, что проектные работы и расчеты по четвертой линии метрополитена (она станет кольцевой и обеспечит связь пересадочных узлов) уже ведутся.
Также он рассказал, что в данный момент происходит продление участка третьей линии Минского метро в сторону выезда в направлении Слуцка. На этой территории будут построены три станции с перегонными тоннелями, электродепо «Слуцкое» и ветка съезда в него:
— Станции будут находиться в жизненно-важных объектах города. Так, станция «Аэродромная» расположится на территории комплекса «Минск-Мир», станцию «Неморшанский сад» возведут вблизи больницы скорой помощи, а «Слуцкий гостинец» оснастят оборотными тупиками, и на данном продлении она будет конечной.
Электродепо «Слуцкое» позволит обеспечить эксплуатацию и содержание подвижного состава третьей линии метрополитена.
— В этом году мы планируем приступить к подготовке территории по сооружению второго пускового комплекса — юго-западное направление в сторону Зеленого Луга, — продолжил главный инженер. — Подготовим участки на площади Бангалор. В дальнейшем будут сооружены четыре станции с перегонами и линия примет свои очертания.
При этом Аркадий Арутюнян признает, что в настоящий момент назвать даты окончания работ по строительству третьей линии Минского метро сложно:
— Говоря о темпах строительства, могу отметить, что финансирование наших объектов осуществляется бесперебойно. Мы загружены работой.
kryzhevich@sb.by