Широкая сфера интересов
Партнерству нефтяников двух стран около 20 лет. Специалисты из Китая были даже задействованы в эквадорских проектах «Белоруснефти». Интенсифицировался деловой вектор два года назад, когда из-за санкционного давления пришлось искать новые перспективные рынки для закупки инструментов, оборудования, техники. В 2022-м генеральный директор «Белоруснефти» Александр Ляхов поставил задачу открыть в КНР свое представительство. И всего через пару месяцев, 3 августа, в большом прибрежном городе Циндао, превышающем по численности жителей Беларусь, открылось дочернее предприятие «Шаньдун БН международная торговая компания». Нереально короткие сроки для действовавших тогда в Поднебесной серьезных карантинных ограничений. Въезд в страну для иностранцев был практически закрыт.— С января 2023-го мы начали сотрудничество с китайскими производителями в области закупок, — отмечает начальник управления внешнеэкономической деятельности центрального аппарата «Белоруснефти» Андрей Бохан. — Первое время все представительство состояло из нескольких человек, через год было уже 13 сотрудников, включая десять китайских. Сейчас в команде 25 человек (из них пятеро белорусов): технические специалисты, логисты, финансисты, закупщики. На порядок выросло количество китайских компаний, с которыми мы так или иначе взаимодействуем. Их уже свыше 2 тысяч. За полтора года «Белоруснефть» подписала более 170 контрактов, около 110 из них — в 2024-м.
С момента открытия «Шаньдун БН международная торговая компания» в КНР побывало свыше 50 делегаций «Белоруснефти» по разным направлениям деятельности. Взаимодействие идет не только по нефтяному блоку. В сфере интересов — закупка запчастей, комплектующих, оборудования для АЗС и даже сельхозпредприятий. В этом году, например, комплекс птицеводческого оборудования поступил в РУП «Белоруснефть-Особино». Причем китайские заводы могут адаптировать для нашей компании буквально любую выпускаемую там продукцию.
Сотрудничество расширилось и до обмена технологиями — здесь для налаживания диалога также неоценима роль китайской «дочки» компании. Например, сейчас обсуждается проектирование йодобромного и хлорного производств. Опыт такого партнерства уже есть: на китайском оборудовании работает подразделение «Белоруснефти» — завод по производству расклинивающих материалов для гидроразрыва пласта «БелКварц».
Наука служит производству
— За последние годы Китай заметно продвинулся и интересен по многим аспектам, в том числе в промышленности и технологиях. «Белоруснефть» и наш институт активно сотрудничают с КНР по импортозамещению в плане технологических решений, химических реагентов, бурения, освоения скважин, ГРП. За последние два-три года мы протестировали большую линейку реагентов — внимательно изучаем этот рынок, — сообщил директор БелНИПИнефть Александр Цыбранков.Один из важных вопросов — снижение затрат. Весь цикл основного производства, особенно с учетом поздних (завершающих) стадий разработки месторождений, требует серьезных вложений, ведь для строительства высокотехнологичных скважин и проведения сложных технологических процессов нужно соответствующее оборудование.
С 2023-го КНР активно обсуждается и с точки зрения изучения их опыта разработки трудноизвлекаемых запасов. Александр Цыбранков приводит пример:
— Сложная нефть — например, нетрадиционных коллекторов I—III пачки Речицкого и Северо-Домановичского месторождений, — достигает 10 процентов от общего объема добычи. Результаты по увеличению годовых цифр по извлечению нефти и ресурсной базы в целом связаны в том числе и с этими открытиями. Подходы к изучению таких залежей отличаются от традиционных. В этом направлении Китай вышел на одну из лидирующих позиций в мире, потому что рост добычи нефти там в последние годы связан в первую очередь с активным освоением запасов трудноизвлекаемой нефти.
В августе делегация «Белоруснефти» вновь побывала в Китае и получила очередной импульс для развития сотрудничества. Наши специалисты пообщались с представителями нескольких структур, которые работают в разных интересных для «Белоруснефти» областях. Нефтяники посмотрели, какой базой располагает Сианьский нефтяной университет, который занимается также изучением нетрадиционной нефти. Коллеги обсудили возможности научно-исследовательского и геолого-технологического партнерства в изучении и освоении трудноизвлекаемых запасов. А еще ознакомились с работой китайской геологической службы и отраслевым институтом национальной нефтяной компании CNPC.
— Мы понимаем, что «сложную» нефть при сегодняшнем уровне развития технологий и подходов можно переводить в промышленные запасы, а это даст рост эффективности производства, — уточняет Александр Цыбранков.
Во время летнего визита в КНР наши коллеги увидели, как добывается нетрадиционная нефть на промысловых кустовых площадках месторождения Чанцин компании СNPC. Китайские специалисты показали свои технические решения при строительстве скважин, добыче нефти.
— Мы изучили их подходы в оценке ресурсов, а также в области лабораторных исследований пород коллекторов нетрадиционного типа. БелНИПИнефть уже пять лет активно работает в этом направлении, применяя современное оборудование и новые методики. Полученный за это время опыт нам было интересно сравнить с тем, который есть у китайских коллег, — говорит руководитель института. — Их лабораторные исследования отличаются от наших как минимум в области специальной электронной микроскопии, изучения пустотного пространства, потому что нетрадиционные коллекторы в КНР приурочены к терригенному комплексу, то есть это песчаники. А в нашей стране коллекторы карбонатного типа, это совершенно разные породы, поэтому и подходы к их изучению несколько другие. И все равно нам интересны зарубежные исследования, потому что в Китае примерно вдвое дольше, чем в Беларуси, занимаются изучением трудноизвлекаемых запасов нефти — примерно десять лет.
Партнерству нефтяников двух стран около 20 лет.
От первого лица
— Для нас сотрудничество с Китаем — это возможность удешевить процесс закупки оборудования и материалов, сократить время поставки, чего требует интенсификация процессов нефтедобычи в Беларуси, — уверен генеральный директор «Белоруснефти» Александр Ляхов. — Такую экспансию нужно продолжать во всех сферах деятельности — добыче, геологоразведке, нефтепродуктовом и сельскохозяйственном блоках, энергетике, транспорте, включая развитие электрозарядной инфраструктуры.Сегодня есть все возможности для получения товаров и услуг как для внутренних потребностей «Белоруснефти», так и для продажи через сеть АЗС и на маркетплейсе компании.
severyanova@sb.by
Фото предоставлены компанией «Белоруснефть»