По сравнению с Москвой, где метро развивается семимильными шагами (только в 2024‑м открыто восемь станций), минская подземка выглядит скромнее. Тем не менее открытие под занавес прошлого года в столице Беларуси трех новых станций — событие для города и страны историческое. Фактически метро приросло сразу на 10 процентов, и третья линия, появившаяся на транспортной карте города только в 2020 году, приобрела стратегическое значение для транспортной системы двухмиллионного Минска.
Директор Минского метрополитена Алексей Шилов с символическим ключом от трех новых станций.
Смотрим в одном направлении
В момент своего открытия в 1984 году Минский метрополитен был девятым по счету в Советском Союзе. Спустя четыре десятилетия он включает в себя три линии, 36 станций, 3 электродепо и почти 45 км железнодорожного полотна в двухпутном исчислении. Белорусы в развитии подземных пассажирских перевозок ориентируются на передовой опыт партнеров по Союзному государству, гордятся проверенным десятилетиями сотрудничеством с российскими коллегами и сверяют с соседями свои достижения. В частности, представители Минского метрополитена в прошлом году не раз подчеркивали, что по объемам перевозок белорусы занимали третье место среди метрополитенов СНГ и имели высокие технико-эксплуатационные показатели, уступая только Москве и Санкт-Петербургу.По новой ветке минского метро курсируют составы «Минск‑2024» российского производства
Тенденции развития метро у нас также общие. К примеру, новые станции зеленой ветки, продлившие ее на юг города, — как и в Москве, уже не мраморные дворцы, а транспортные комплексы, выполненные с применением современных материалов. «Аэродромная» на месте бывшего аэропорта — в сине-белых тонах, светодиодные светильники по форме напоминают облака. Дизайн «Неморшанского Сада» навеян природной тематикой: колонны символизируют стволы деревьев, а потолок выполнен в зеленом цвете. При отделке «Слуцкого Гостинца» использованы мотивы знаменитых слуцких поясов, а стены и потолки выполнены в васильковом цвете.
Новые станции — уже не мраморные дворцы, а транспортные комплексы из современных материалов.
Надежная сцепка
По новой ветке наряду с запущенными в 2020‑м составами «Штадлер» с швейцарско-белорусской родословной теперь курсируют российские составы «Минск-2024», спроектированные и изготовленные российским предприятием «Метровагонмаш» в соответствии с запросами Минского метрополитена. По сути, это известный россиянам подвижной состав серии 81 — 765/766 «Москва», но со своими наворотами. К примеру, на станциях Зеленолужской линии белорусской столицы применяются платформенные двери, и для синхронизации с ними вагоны были доработаны как конструкционно, так и с точки зрения систем управления. В частности, по габаритам составы на несколько десятков сантиметров короче базовой модели — это сделано для того, чтобы его дверные проемы лучше совмещались с защитными экранами. В поставленной россиянами технике предусмотрены автоведение и кондиционирование, все вагоны со сквозными проходами, расширенными дверными проемами, механизмы которых оснащены системой противозажатия.Уже через несколько лет третий подземный транспортный диаметр белорусской столицы прирастет еще четырьмя станциямиК слову, завод «Метровагонмаш» сотрудничает с Минским метрополитеном с момента пуска белорусской подземки в 1984 году. Сейчас в белорусской столице большая часть подвижного состава — производства предприятия в Мытищах. Есть также поезда питерского ЗАО «Вагонмаш» и упомянутые выше «Штадлеры». Последний, как известно, не выдержал испытания санкциями, поэтому минчане в 2023‑м вновь сделали заказ в России — на сей раз на 28 современных вагонов метро. И не прогадали — пассажиры очень довольны!
Традиции в металле и камне
Что касается прочей технической начинки минской подземки, то у нее также есть российские корни. В частности, с 1980‑х белорусы спускались на посадочные платформы на ступенях ленинградских эскалаторов ЭТ-5М. Это лишь в последние годы на новых станциях устанавливают отечественные эскалаторы и траволаторы.Что точно не подвластно времени, так это общая история возведения советских метрополитенов и российская архитектурная составляющая первых станций минской подземки. Напомним: в уже далекие 1970‑е материалы для белорусской стройки обеспечивали предприятия из Москвы, Ленинграда, Киева, Риги, Баку и многих других городов. На одной из центральных станций, «Площадь Ленина», путевые стены облицованы розово-коричневым мрамором «Буровщина» иркутского месторождения, верхняя часть и области для названий — белым мрамором «Коелга» уральского месторождения. Тот же белый мрамор красуется и на стенах «Октябрьской», «Площади Победы», «Площади Якуба Коласа», «Академии наук»...
В минском метро внедрены интеллектуальные системы управления движением поездов, оплаты проезда.
А еще у белорусов и россиян общие традиции проектирования подземных объектов. Во-первых, институт «Минскметропроект» был образован в 1977‑м как филиал Всесоюзного проектно-изыскательского института «Метрогипротранс». А во-вторых, в его портфолио есть работы, воплощенные в натуральную величину в России. Например, станции Московского метрополитена «Алма-Атинская», «Некрасовка», «Лухмановская», «Улица Дмитриевского», автодорожные тоннели на трассе Адлер — Красная Поляна в Сочи, а также межтерминальный переход между Северным и Южным комплексами аэропорта Шереметьево в российской столице.
Далее — без остановок
Строительство метро в Минске продолжается. Уже через несколько лет третий подземный транспортный диаметр белорусской столицы прирастет еще четырьмя станциями. После чего начнется возведение четвертой линии, кольцевой, дублирующей второе автотранспортное городское кольцо. А дальше? Дальше — больше. На торжественной церемонии открытия нового участка 30 декабря 2024 г. Президент Беларуси Александр Лукашенко вспомнил, как в 1990‑е ему предлагали прикрыть строительство метро, так как это очень дорого. Он не послушал советчиков и уверен, что поступил правильно. Более того, Глава государства потребовал нарастить темпы строительства новых станций: «Надо быстрее — в два раза».Президент поставил задачу строить так, чтобы было удобно пассажирам, но без излишеств: негоже под землю загонять дворцы. При рациональном подходе удастся сделать больше. А еще Александр Лукашенко напомнил о своем требовании связать столицу с городами-спутниками Минска: «Надо нам их тоже, где нужно, связать надежным метро, но уже не под землей, а поверху...»
nesterov@sb.by