Петр Юрченков-старший, заслуженный артист Республики Беларусь, обладатель “Хрустальной звезды” за большой вклад в развитие сценического искусства, лауреат многих кино- и театральных фестивалей, один из основателей и ведущий актер Театра-студии киноактера, на которого все тридцать лет существования театра ходил зритель.
...После его дебюта на всесоюзном киноэкране в фильме “Звездопад” режиссера Игоря Таланкина по прозе Виктора Астафьева известный советский киновед Армен Медведев писал:
“П. Юрченков, ученик таланкинской мастерской во ВГИКе, наделен выразительными и незаурядными природными данными...”. А когда режиссер Борис Луценко инсценировал для Русского театра им.
М. Горького спектакль “Пойти и не вернуться” Василя Быкова, сыгранная Петром главная роль Антона стала театральным открытием. В жизни артиста подобных открытий было несметное количество, и семейный альбом — тому свидетельство.
Единственная в театре актерская кинодинастия: актриса Лидия Мордачева, Юрченковы — старший и младший. Трудно работать вместе с сыном в одном театре: ответственность высока (замечу, сын достойно держит планку, заданную родителями, и какое же наслаждение видеть их рядом на сцене! — Авт.).
На II тур окончательного отбора на прослушивание на киностудии “Беларусьфильм” пришла тогда уже студентка 2-го курса актерского факультета Белорусского театрально-художественного института (ныне Белорусская академия искусств. — Авт.) Лида Мордачева в желтом платье в цветочки. Юрченков возмутился: “Почему без очереди?”. Она юношу так “отшила”: “не ваше дело”, что их дружной семье уже больше 40 лет, — и учились на одном курсе, и в театре одном играют, и в кино вместе снимались.
С родителями в Бресте. Мама — медсестра, папа — старшина в отставке. Ему здесь 6 лет. На брестском телевидении в телеспектакле состоялся дебют. От волнения пересыхали губы. Мама как самый строгий зритель заметила один недостаток: “Часто губы облизывал”.
Прочитал объявление в брестской газете о наборе в белорусскую мастерскую ВГИКа. В комиссии был известный кинорежиссер Николай Калинин. Он порекомендовал Петру читать на экзамене “Стихи в прозе” Тургенева. Рассмотрел в нем лирического героя.
Курс был воистину дружной белорусской семьей. Во ВГИКе о них долго говорили: таланкинцы талантливы. Вместе с однокурсниками: Ниной Розанцевой, Светланой Суховей, Владимиром Антоником, Владимиром Грицевским.
1976 год. Пробы к фильму “Венок сонетов” у Валерия Рубинчика на “Беларусьфильме”. В этот же год в его семье родился сын Петр.
С фильма “Родителей не выбирают” (“Ленфильм”) началось покорение киностудий Советского Союза. Были Украина, Азербайджан, Таджикистан, Казахстан, Свердловск и, конечно, Москва.
“Вся его жизнь”, 1982 год. Первый спектакль Театра-студии киноактера.
Во время съемок фильма “Бесы” Петр Юрченков в роли Петра Верховенского с режиссером Игорем Таланкиным (актеру тогда исполнилось 40 лет, и Таланкин подарил ему книгу “Жизнь Иисуса Христа” Фарара с подписью: “Петя, береги свой талант, он у тебя немалый”. — Авт.).
Ассистент режиссера со Свердловской киностудии попала на спектакль театра киноактера “Смотрите, кто пришел” режиссера Бориса Луценко, где П.Юрченков играл главного героя. После этого актера пригласили сыграть Бестужева в телевизионном фильме “Нет чужой земли”. Так что декабристы ему близки и понятны.
Не всегда была работа, а чтобы прокормить семью (ведь детей было уже двое) занимался и шумовым озвучиванием, и работал каскадером.
В кино для Петра Юрченкова-старшего было не важно — главная роль или эпизод. Всегда выкладывался по максимуму.