Что такое «социальное оружие» и как с его помощью пытаются контролировать целые страны

Осторожно, компрадоры!

Раньше «пятой колонной» называли различную агентуру внутри каких‑то стран, помогавшую захватчикам оккупировать территории. Времена изменились. Теперь для покорения государств развязываются гибридные войны. Один из их элементов — использование структур манипулирования общественным мнением и организация «цветных революций». Как это работает?

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Управляемая из Вильнюса, Варшавы, Киева, а реально из Вашингтона «пятая колонна» — это, повторю, уже другие люди (тут они делают правильно — замусоленные лица надо менять). Они обучаются под эгидой спецслужб США и стран Западной Европы в условиях повышенной конспирации. Обучаются на территории отдельных сопредельных государств, по аналогии с абвершколами периода Великой Отечественной войны. Опыт пригодился им.

На встрече с руководящим и оперативным составом органов госбезопасности, 15 марта 2022 года.

Свернуть с тупикового пути

Глобальную модель, построенную на механизмах ограбления стран периферии, можно было удерживать только силой. Сегодня Запад еще сохраняет мощный боевой потенциал, но стремительно теряет возможность диктовать свою волю через армейские операции. Мы видим все больше и больше примеров подобных военных провалов — в Афганистане, Красном море, Африке. Да и санкционные войны не только не обрушивают экономики стран, идущих в авангарде строительства многополярного мира, в том числе Беларуси, но и ведут к ускорению разрушительных процессов внутри государств «золотого миллиарда».

Недавний Саммит БРИКС в Казани стал важным этапом формирования альтернативного финансового рынка и альтернативной платежной системы, призванной подорвать инфраструктурную монополию стран Запада в сфере международных расчетов.

Контроль над ключевыми технологиями — это также явление прошлого. Сегодня новые научно‑технические разработки в России, Китае, Индии, Бразилии, Беларуси превращают технологическое преимущество Запада в стремительно исчезающий фактор, не имеющий определяющего значения в большинстве отраслей.
Важным инструментом доминирования остаются так называемые «пятые колонны». Что они собой сегодня представляют?
В нашем регионе самыми яркими примерами использования «социального оружия» стали Украина, Молдова и до недавнего времени Грузия, удивительным образом нашедшая в себе внутренние силы для попытки свернуть с губительного пути.

Офшорные схемы

Как же сконструирован манипулятивный механизм неоколониального контроля, что является его основой и как этому воздействию можно противостоять?!

Ответ на этот вопрос нужно искать глубоко в истории. В ключевых колониях Великобритании и Франции быстро была сформирована особая социальная группа, которую позднее назовут «компрадорская элита». К ней причисляли местных чиновников и предпринимателей, чьи интересы не просто совпадали с чаяниями иностранных компаний и колониальных властей, но и полностью ими определялись. Сам же термин появился в работах Владимира Ленина. А данное явление позднее детально анализировалось в трудах западноевропейских социологов и экономистов, таких как Анри Лефевр и Иммануил Валлерстайн. Именно последний рассматривал «компрадоров» как составную часть механизма управления глобальной экономикой. И они не исчезли с крахом колониальной системы, а трансформировались в деловые сообщества.

Их главный принцип деятельности «продать на экспорт как можно больше и как можно дешевле». А для хранения доходов имеется система офшорных счетов, что делает эти группы полностью зависимыми от Запада.

То, что такое экономическое взаимодействие противоречит интересам развития их стран, бизнес‑коллаборантов не волнует. Они обеспечивали собственное благополучие ценой предательства своего народа.

Тайное и явное

Западные «фабрики мысли» по достоинству оценили потенциал компрадорского управления. Международные неправительственные организации начали развиваться как независимые некоммерческие структуры (НКО), которые работают на международном уровне для решения социальных, экономических, экологических и правовых вопросов. Система строится таким образом, чтобы НКО не подчинялись национальным правительствам и финансировались через пожертвования, гранты частных фондов.

Такие организации, как Amnesty International, Human Rights Watch, Greenpeace, Oxfam, Save the Children и другие, сегодня располагают совокупными бюджетами, которые превышают 200 миллиардов долларов США в год.
Внешне деятельность этих структур всегда преследует вполне достойные цели, одобренные различными международными форумами и организациями системы ООН. Но у этого общественного явления есть большая теневая сторона.
Через НКО зарубежные кукловоды формируют общественную повестку дня для многих стран, переключая внимание только на выгодные для них вопросы. Так, в области охраны окружающей среды основные ресурсы выделяются на проекты, связанные с идеей изменения климата из‑за деятельности человека, а в реальности на торможение промышленного развития. Именно этим на местном уровне занимаются некоторые общественные организации. Чем не компрадорские структуры?

Защитить суверенитет

Особую роль в этой подрывной работе играют проектные офисы, которые открываются для определенной деятельности. Там на постоянной или временной основе заняты сотни и тысячи сотрудников международных НКО. Туда же приглашаются представители местной интеллигенции. Они начинают получать высокую зарплату, проходят стажировки за рубежом, учатся выполнять поручения внешних центров управления по присылаемым методичкам.
Как показывает практика, через 3 — 5 лет в такой системе отношений человек теряет реальные ориентиры и превращается в марионетку. Эти люди могут даже искренне верить в выполняемую ими «миссию». Но их финансовые интересы и карьера, а значит и будущее, уже не связаны с их родиной, а определяются из‑за рубежа.
Это и есть «пятая колонна» однополярного мира. Именно ее превращают в организационное ядро «цветных революций» или любых других социальных потрясений для дестабилизации или даже свержения неугодных правительств.

В Беларуси многое делается для защиты нашего реального суверенитета. Ведь в формирующемся многополярном мире нет и не может быть места компрадорам.

Ирония истории

Коллективный Запад решил поставить под свой контроль сознание всего человечества. Во многом именно этот смысл вкладывался в тезис Френсиса Фукуямы о конце истории. Было решено оставить только одни ценности — западные, только одну политическую систему — либеральную демократию (имеющую крайне мало точек пересечения с реальным народовластием), только одну модель экономики — неолиберальную, контролируемую глобальной олигархией.

Для глобальной олигархии однополярный мир видится как «триумф мировой истории» и как тотальная победа Запада над остальными цивилизациями. Но именно поэтому и начал набирать силу фундаментальный процесс, который метафорично называют «ирония истории». В народной мудрости эта закономерность сформулирована так: «Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах». Однополярный мир рушится на наших глазах.

Андрей САВИНЫХ, эксперт по внешней политике.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter