— Мы такие люди, что порой упремся в какую-то одну проблему и забываем, что есть и другие проблемы… Я постоянно подчеркиваю, что для нас важнейший элемент — это экономика. Все это уйдет (оно уже уходит, вы видите по Европе, что происходит). А экономика будет всегда. Потому что это жизнь людей.
Горячая статистика
Действительно, сейчас основное внимание общества направлено исключительно на вирусную проблематику. Причем многие даже не утруждают себя объективным анализом, сравнивая нынешнюю ситуацию с прошлогодней. А зря.— В этом страшном году ситуация лучше, чем в прошлом году, то же самое и по пневмониям. Но все мы сконцентрировались на этой проблеме, — отметил Президент.
Между тем жизнь идет своим чередом и постоянно подкидывает новые вопросы. Бесснежная зима, солнечная весна и сильный ветер обострили пожароопасную обстановку в стране. Горят леса и торфяники. О том, насколько остра проблема, говорят всего две цифры. Если за весь прошлый год произошло 2688 пожаров в экосистемах, то в этом году уже 2460 случаев. Обеспокоенность Президента вполне объяснима:
— Ночью небольшой мороз, утром солнце и ветер иссушают почву очень сильно. Естественно, 40 процентов (территории страны. — Прим. ред.) в Беларуси лесов. Потом, мы же всегда начинаем жечь траву по весне. Уже все: и биологи, и другие — говорят, что это вредно для состава почвы, тех, кто в ней живет. Но тем не менее жгут. Пожары — наша действительность. Пусть не в таких объемах, как у соседей, пусть не так страшно, но все-таки они есть. И это не два-три пожара, а уже десятки. Это деньги, затраты.
Александр Лукашенко поинтересовался у министра, как обстоят дела в плане пожароопасности в стране:
— Мне сегодня (9 апреля. — Прим. ред.) доложили: у нас средняя горимость до Припяти. А в районе Припяти и ниже, к Украине — там уже сильная горимость. Там сушь стоит более сильная. Что в данном случае происходит, как справляемся?
С огнем шутки плохи
По словам Владимира Ващенко, проблема выжигания сухой растительности уже набила оскомину:— Тем не менее никак мы не можем приучить (население не делать этого. — Прим. ред.). Конечно, здесь необходимо более настойчиво работать и принимать меры землепользователям по наведению порядка. Всем надзорным службам, наверное, надо принимать более жесткие меры, чтобы понимание было. Сегодня работаем вместе с МВД, чтобы выявлять поджигателей и привлекать их к ответственности.
Для предупреждения пожаров в лесах создана система высокого уровня, которая в том числе включает наблюдательные вышки, видеонаблюдение, фотоловушки. Вместе с тем, констатирует министр, остаются проблемы на мелкоконтурных полях, в поймах рек:
— Конечно, наши рыбаки, охотники пока еще не обладают пониманием, что нужно быть очень внимательными в этом плане. Ситуация обострилась в разы с учетом погодных условий, больше происходит пожаров. Система реагирования позволяет нам оперативно справляться.
Президента интересовала также статистика гибели людей на пожарах:
— К сожалению, мы еще наблюдаем это. И в разы больше (гибнет людей на пожарах. — Прим. ред.), чем от коронавируса. За первый квартал я приводил эти данные (с 1 января по 5 апреля 2020 года пожары унесли жизни 206 человек. — Прим. ред.). Естественно, мы не отрицаем, что с болезнями надо бороться, и с вирусными тоже. Чрезвычайного положения нет. Поэтому министерство мы не привлекаем. Тем не менее хотелось бы вашу точку зрения, как вы это видите? И, может быть, в этой ситуации вы свое место какое-то могли бы найти? Или нам нет смысла пока подключать МЧС?
Количество погибших при пожарах людей сократилось с 530 в 2018 году до 491 человека в 2019-м, а случаи гибели детей — с 9 до 2. За десятилетний же период удалось добиться двукратного снижения гибели людей при пожарах, а детей — в 15 раз.
Культура безопасности
Говоря о гибели людей на пожарах, Владимир Ващенко подчеркнул, что самая большая проблема — человеческая беспечность:
— Та работа, которая сегодня проводится, дает свои результаты. Однако пока гибнут люди, необходимо искать более эффективные способы влияния. Наибольшее количество погибших — люди престарелые, одинокие. Государство оказывает им огромную помощь: практически всем отремонтировали печное отопление, электропроводку, установлены извещатели. Создано достаточно мест для безопасного пребывания таких граждан. В прошлом году предложили переселиться более 6000 одиноких граждан. Согласились чуть более 600.
Только в 2019 году при тушении пожаров и проведении связанных с этим аварийно-спасательных работ подразделениям МЧС удалось спасти более 12.000 человек, предотвратить уничтожение огнем свыше 3000 строений, 369 единиц техники, более 720 голов скота.Что касается помощи медработникам, министр по чрезвычайным ситуациям напомнил, что МЧС давно сотрудничает с Минздравом. Практически ежедневно совершаются рейсы по перевозке донорских органов в различные регионы. И теперь МЧС также готово поддержать медиков:
— По возможности оказываем содействие (особенно когда надо помочь вынести людей с верхних этажей). Мы предоставили наших врачей, технику, медицинское оборудование, защитные средства.
Кроме того, при необходимости может быть задействована и санитарная авиация, где оборудованы модули для перевозки больных из любой точки страны.
Чтобы сформировать культуру безопасности у белорусов, МЧС создает в стране образовательные центры. В этом году, например, планируют завершить строительство Центра безопасности в Минске. Здесь разместят оборудование, которое имитирует обстановку в очагах аварий, пожаров, разрушенных зданиях, дорожно-транспортных и других происшествиях. Аналогичные центры действуют в каждой области. Мерам безопасности жизнедеятельности в них обучили более 84,5 тысячи человек, в том числе почти 70 тысяч детей. Есть идея создать подобные объекты в каждом районе.
— Я доложил Президенту об этих центрах и пригласил посетить один из них, — сказал Владимир Ващенко. — В этих центрах и дети, и взрослые могут реально увидеть, какие угрозы их окружают. И, самое главное, учим, как не попасть в эти ситуации. А если попал, то как выйти из них. Мы не ограничиваемся вопросами пожарной безопасности.
konon@sb.by