Некоторые ноу-хау общепита принимаются контролерами в штыки

Осадок на дне коктейля

Не все мировые ноу–хау, которые представители бизнес–сообщества пытаются внедрить, приживаются у нас безболезненно. В том числе в общепите, регулируемом множеством нормативно–правовых актов. С появлением Декрета № 7 «О развитии предпринимательства» многие барьеры вскоре исчезнут. Однако владельцы заведений опасаются, что все равно к ним будут придираться. И приводят в пример работу зарубежных коллег: у них ограничений намного меньше, оттого и бизнес развивается быстро, и от клиентов нет отбоя. А у нас — тонкая грань: как на ней удержаться? Что недавно продемонстрировала ситуация вокруг одного из баров на улице Зыбицкой в Минске, неофициально признанной центром тусовочной жизни столицы. К ним пришли с проверкой представители ОБЭП. И, как следует из сообщения пресс–службы ГУВД Мингорисполкома, был установлен факт хранения в баре алкогольных напитков без акцизных марок, а также документов, подтверждающих легальность их приобретения.

ФОТО MIKELOH.WIXSITE.COM

— Более того, было установлено, что в этом баре работники наладили производство и продажу спиртных напитков, состав которых придумывали самостоятельно, — утверждают в ГУВД.

По итогам визита было изъято 56 литров алкоголя — 64 бутылки готовой продукции и спиртосодержащая жидкость. В отношении организации — владельца заведения составлен протокол об административном правонарушении. Казалось бы, зло изобличено, справедливость восторжествовала. Однако у руководства заведения иное видение ситуации. Директор бара Андрей Степанец не скрывает огорчения:

Андрей Степанец.

— Никаких неправомерных действий, я считаю, за нами нет! Алкогольную продукцию, как и положено, покупаем по накладным, с сертификатами качества. К бутылкам у проверяющих не было претензий — вопросы возникли к смешанным напиткам в емкостях. Дело в том, что мы смешиваем тот самый легально приобретенный алкоголь в соответствии с придуманными нами и мировыми рецептами по заверенным технологическим картам и готовим коктейли, реализовывая их в заведении. Форма подачи может быть любая, в том числе в специальных бутылках, но только в уже распечатанном виде. Их–то и конфисковали: мол, нет акцизных марок.


Бар, о котором идет речь, не совсем обычный. Он был открыт несколько месяцев назад и специализируется на ромовых коктейлях, полноформатной кухне в стиле фьюжен и предлагает отдых с гавайским колоритом. Здесь готовы предложить коктейли в ананасе, в бутылках, на кране — старым добрым советским барам и рюмочным и не снилось. Владельцы заведения, по их словам, как раз и стремятся дистанцироваться от малоприятной части советского наследия, идя в ногу с мировыми трендами. В данном случае коктейль в бутылке, подчеркивает Андрей Степанец, — это исключительно вид подачи, которую он считает интересной. Однако ноу–хау не оценили, и теперь бару грозит внушительный штраф.

ФОТО GUVD.GOV.BY

Где пролегает граница между законодательно разрешенной фантазией заведения и нарушением «правил игры»? Сегодня, казалось бы, ради привлечения клиента разрешено все — и бары стараются кто во что горазд. Ром с ароматом банана, к приготовлению которого у проверяющих появились претензии, — это далеко не самый экстравагантный вариант. Но у контролеров совершенно иное видение ситуации, особенно когда речь идет об алкоголе. А вот точка зрения консультанта управления торговли, промышленности и агропромышленного комплекса Министерства антимонопольного регулирования и торговли Ларисы Комаровой, прозвучавшая на встрече с участниками Клуба отельеров и рестораторов Беларуси:

— Продукция общественного питания — это то, что нам приготовили и подали, а если что–то на кухне маринуется, то данный процесс должен быть записан в технологических картах. В карте можно прописать и температуру, и форму подачи — все подробности. Но если мы говорим о коктейлях, то это порционный отпуск, а не массовое производство.

Лариса Комарова задалась вопросом: как контролерам убедиться в том, что коктейль настаивается два часа, а не больше? По ее словам, министерство уже много лет разъясняет: коктейль — это напиток, который приготавливается на виду у покупателя либо настаивается в течение 3 — 5 часов. Все остальное — это производство нового алкогольного напитка. Да и к составу новинки могут возникнуть вопросы. Если авторы рецепта убеждены в своей правоте — что ж, придется ее доказывать...

ФОТО IOL.CO.ZA

Разработчики Декрета № 7, кстати, учли пожелания владельцев заведений, где уже сейчас предлагаются оригинальные алкогольные напитки. С вступлением документа в силу субъекты хозяйствования, ведя экономическую деятельность в сфере общепита, будут вправе изготавливать и реализовывать на своих объектах продукцию с объемной долей этилового спирта более 7% путем смешения или настаивания готовых алкогольных напитков с иными пищевыми продуктами. И не надо будет получать лицензию на деятельность, связанную с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, сама же продукция не подлежит обязательному подтверждению соответствия. Иными словами, то, что практиковалось многими де–факто, разрешено де–юре. Вот только легче ли от этого хозяевам бара на Зыбицкой, которые в дни активного обсуждения Декрета № 7 рискуют расстаться с приличной суммой? Они, конечно, попытаются отстоять свою позицию в суде. Но при этом не исключают, что аналогичные ситуации и дальше будут возникать, пусть по другим поводам. Уж очень многослойное в нашей стране законодательство. Утешить их может разве что тот факт, что взаимодействие государственных органов, иных государственных организаций, их должностных лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отныне должно основываться в том числе на принципе презумпции добросовестности субъектов хозяйствования.

ЦИФРЫ «СБ»

За 10 месяцев в Минске за счет строительства и реконструкции было открыто 100 объектов общественного питания на 3.720 мест. Всего в столице 2.629 таких объектов на 159,5 тысячи мест.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Лариса КОМАРОВА, консультант управления торговли, промышленности и агропромышленного комплекса МАРТ:

— С одной стороны, есть жалобы от собственников объектов общепита, а с другой — существует законодательство, от знания которого никто не освобождал. В стране множество объектов — они открываются и закрываются, и порой их владельцы не знают тонкостей сферы, где им предстоит работать. Бывает, мне звонит человек, просит что–то разъяснить. Я ему говорю: зайдите на наш сайт и почитайте, там все есть. «Нет, вы мне расскажите!» Так вести дело нельзя — надо сначала досконально изучить законодательство.

Маргарита ДЕНИСОВА, учредитель Клуба отельеров и рестораторов Беларуси:

— Я уже давно призываю представителей ресторанного и гостиничного бизнеса подумать над созданием ассоциации — общественного объединения, которое могло бы квалифицированно защитить интересы собственников, вносить различные инициативы в госструктуры и участвовать в разработке нормативно–правовых документов. Важно, чтобы предприятия отрасли не оставались один на один со своими проблемами. Если собственник нанимает юриста, то не факт, что этот специалист разбирается в некоей узкой теме. А реагировать порой нужно быстро, в течение одного–двух дней.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter