Опираясь на опыт, видеть перспективу

Беларуси необходимо выкристаллизовывать свою национальную формулу прогресса исходя из своих целей, возможностей и ментальности

Была бы моя воля, я бы запретил в весьма жесткой и безапелляционной форме ссылаться на некий лучший зарубежный опыт при разработке значимых промышленных и экономических проектов в Беларуси. Хотя бы по той причине, что практически не существует двух одинаковых стран: по уровню экономического и промышленного развития, доступа к международным финансовым ресурсам, технологиям и рынкам сбыта, численности трудовых ресурсов… И еще многим, многим другим чисто экономическим параметрам. Не говоря уже про политическую конъюнктуру, международные обязательства, культурные и ментальные традиции и особенности граждан… Плюс, что самое, пожалуй, главное, у каждой страны и ее социально-экономической модели существуют свои уникальные цели и задачи, под которые, так или иначе, подстраивается и корпоративный сектор. Поэтому какая-нибудь технологическая или управленческая технология может дать феноменальный финансовый результат в США, но выглядеть совершенно чрезмерной, нелепой и убыточной в Германии, Польше или в Беларуси. Поэтому, как видится, необходимо нарабатывать собственный опыт внедрения инновационных решений, сочетая практику и научный анализ, формируя инновационную экосреду, но сориентированную именно на наши, национальные особенности, возможности и потребности. 

Рисунок Олега КАРПОВИЧА

И во время официальных интервью, и в частных беседах эксперты (как либерального, так и государственного образа мысли) нередко упоминают разные импортные кейсы. Например, того же Илона Маска и его проекты. Они были когда-то рискованными, но благодаря частной инициативе смогли вырваться и на космические просторы, и во многие другие области науки и техники. Надо ли нам выращивать Масков или Безосов (Amazon)? Или других предпринимателей с неуемной энергией? 

Несомненно, надо. Но появится ли у нас SpaceX или Tesla? Даже если будут (их немало и сейчас) амбициозные бизнесмены. Готовые к прорывным технологиям, риску, с неумным желанием рваться вперед. И смогут ли их компании достигнуть такого же феноменального успеха, как американские корпорации? Думаю, что нет. Более того, если подумать многогранно, возникает вопрос: а нужны ли нам такие громкие и успешные проекты? 

Поясню свою мысль. Американская экономика — исторически потогонная по своей сущности. И это заложено уже в американском же менталитете. В какой-то степени их национальный способ ведения бизнеса — общественный консенсус. Рабочий процесс напоминает забег в жесткой форме, в котором все лавры достаются победителям, а проигравшие тянутся в хвосте. И возбуждают жалость, но никак не сожаление. Это, так сказать, национальная философия жизни. И она на этом континенте прижилась, формировалась и развивалась со времен первых поселков колонизаторов. Воздержусь от оценок: просто констатирую факт. 

Поэтому тот же знаменитый «Катерпиллер» размещает свои производства в тех штатах и местностях, в которых слабое влияние профсоюзов. Илон Маск вообще на свои предприятия правозащитников старается не пускать. И на его заводах и фабриках уровень производственного травматизма поистине ужасающий. Что делают известные американские гиганты, чтобы поднять свою эффективность в моменте? Сокращают десятками тысяч своих сотрудников. А так как они зачастую не входят в профсоюзную систему, то сделать это достаточно легко и с минимальными выходными пособиями. Словом, система настроена достаточно жестко. Нужна ли нам такая эффективность? В целом, возможна ли она в наших культурных и ментальных реалиях? Даже если отбросить законодательство, то люди сами не пойдут работать на такие компании. Лучше будут на своих приусадебных участках овощи разводить. Предполагаю, что многим американцам такая сельскохозяйственная альтернатива попросту не придет в голову. 

На самом деле, у белорусов есть очень чуткое чувство справедливости. Поэтому, внедряя какие-то решения, которые повышают только производительность труда (считай, уровень эксплуатации), можно нарваться (и такое нередко происходит) на саботаж персонала. Если работники не видят для себя интереса, то прагматично бойкотируют любые новые подходы. Такова реальность. И если хочется внедрять разные управленческие новации с американскими корнями, надо подумать, приживутся ли они на нашей почве. 

Еще один немаловажный момент: стиль мысли западного (в большей степени англосаксонского) бизнеса, многие усилия которого завязаны на повышении капитализации, (чаще всего) выражающейся в котировках акций на бирже или других ценных бумаг на открытом рынке. Фактически у крупных американских компаний ключевые товары — свои ценные бумаги. Основное производство вторично и служит только для ключевой, вышеупомянутой цели. Поэтому разные рейтинги, аудиты, хитроумные системы корпоративного управления и множество других «навесов» существуют исключительно для продажи своих акций. Это является основным заработком учредителей. 

Нередко корпорации играют в инновации, чтобы поддержать интерес к своим бумагам у инвесторов. Поэтому, когда мы читаем, что какая-то известная компания перешла на какое-то новое программное обеспечение, внедрило что-нибудь неожиданное, не факт, что это эффективно с производственной точки зрения. Не исключено, что этот ход — часть биржевой игры. А так как наши фирмы в ней никак не участвуют, то и эти решения для них — пустая трата денег. 

Необходимо, как видится, изучать весь опыт, но примеривать его на нашу действительность. Прежде всего деловую культуру и ментальность людей. Задача на самом деле достаточно непростая. Да, за более чем три десятка лет в Беларуси накопилось значительное количество успешных бизнес-кейсов. Но использованные в них технологии и подходы крайне разнообразны. Дело-то в том, что на корпоративном уровне можно найти несколько десятков или сотен людей — сподвижников совершенно любой идеи и концепции. И успешно ее реализовать в рамках одной конкретной компании. Но это далеко не значит, что любой корпоративный опыт можно масштабировать широко. Имея ограниченное количество адептов, в широкое использование он может не пойти. И такие случаи тоже, кстати, есть и не являются редкостью. 

В сфере управления и инноваций требуется достаточно серьезная исследовательская работа. Чтобы процесс внедрения ноу-хау был не просто рискованным, но продуманным. И этим вопросом очень важно заняться, учитывая необходимость повышать эффективность экономики. В тех рамках и в тех границах усилий, которые нам нужны и будут поняты и одобрены обществом. 
Правила игры в нашей национальной конфигурации предполагают все-таки честность и добросовестность. И реальную социальную ответственность. Можно по-разному оценивать этот показатель, но отношение прибыли к ВВП в Беларуси где-то в два раза ниже, чем в США, и примерно в три-четыре раза — чем в России. В том числе и в силу социальной справедливости, которая является в Беларуси принципиальной: надо и налоги платить, и соблюдать технику безопасности, и работникам платить достойную зарплату
volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter