30 января. «Царская невеста». Историческая сцена. Билетов нет. На афише — два очень знакомых имени: заслуженный артист Беларуси Андрей Валентий в небольшой, но важной партии новгородского купца Василия Степановича Собакина и заслуженная артистка Беларуси, лауреат Государственной премии Оксана Волкова в партии Любаши.
Хотя опера и называется «Царская невеста», но главная в ней именно Любаша. Именно характер Любаши, ее бескомпромиссное стремление удержать ушедшую любовь и есть та пружина, на которой закручен сюжет. И в этом Любаша очень похожа на Любку из «Седой легенды».
Любаша — это еще и коронная партия всемирно знаменитой певицы, многолетнего председателя вокального жюри Международного конкурса имени Чайковского, народной артистки СССР Ирины Архиповой. И очень почетно для нашей Оксаны Волковой, что ее пригласили исполнить эту роль в единственном спектакле в честь 95-летия со дня рождения лучшей Любаши советской эпохи. И не где-нибудь, а на сцене Большого театра России, где Архипова царила на протяжении трех десятилетий.
Спрашиваю, как ощущения после спектакля.
— Чувства переполняют меня всегда, когда я проживаю эту роль. Сегодня все певцы были на высоте, все держали планку! Принимали великолепно, долго не отпускали, я очень счастлива!
Среди публики в зале был и народный артист СССР Владислав Пьявко — муж Ирины Архиповой, выдающийся тенор, который никогда не пел в «Царской невесте», но прекрасно знает и помнит, как пела партию Любаши прославленная советская дива.
А пела она удивительно, необычайно, потрясающе! Народный артист СССР, давно покойный баритон Юрий Гуляев в 1953 году был юным стажером Свердловского оперного театра. Здесь, на Урале, выпускница Московской консерватории Ирина Архипова дебютировала в партии Любаши.
— Я верил ей во всем, — вспоминал Гуляев много лет спустя. — Слово, звук, внешность — все заговорило богатым русским языком. Я забыл, что это опера, что это сцена, что это репетиция и через несколько дней будет спектакль. Это была сама жизнь. Это было похоже на то состояние, когда кажется, что человек оторвался от земли, такое вдохновение, когда сострадаешь и сопереживаешь саму истину.
Сколько же смелости нужно певице, чтобы выйти на сцену после Архиповой и постараться доказать, что ты не хуже! В роскошном костюме, в исторически достоверных декорациях народного художника СССР, пятикратного лауреата Сталинской премии Федора Федоровского, в которых Архипова царственно выходила на сцену Большого на протяжении многих лет. И хотя это уже не совсем те декорации — их восстановили по эскизам, — но дух остался, и стиль остался.
— Я очень благодарна Большому театру России за то, что они в память о великой певице пригласили меня исполнить мою любимую роль Любаши, — говорит Оксана Волкова. — Двенадцать лет назад, принимая участие в Международном конкурсе имени Глинки в Челябинске, я и мечтать не могла, что она сама вручит мне первую премию. Это и было началом моей настоящей карьеры.
Да, в жизни Оксаны тогда все совпало, и огромную роль в этом сыграло благословение от Архиповой.
Но не меньшую роль сыграл и Дмитрий Вдовин, который много позже заседал в жюри V Минского международного Рождественского конкурса вокалистов, публично похвалив его высокий уровень и отменную организацию.
Вдовин — видный вокальный педагог, профессор, художественный руководитель Молодежной оперной программы Большого театра России.
Он тоже в свое время получил благословение от Архиповой — за смелость.
— Я с Архиповой познакомился благодаря Марии Гулегиной, — рассказывает он. — Я был на пресс-конференции в Большом театре СССР где-то на рубеже 1980 —1990-х годов и спросил тогдашних директора и главного дирижера, почему лучшее драматическое сопрано мира Мария Гулегина не в афишах театра? Они там что-то мычали. Ирина Константиновна подошла ко мне в конце. Она ждала у выхода из Бетховенского зала. И она мне сказала: «Какой же вы молодец!» Так начались наши сотрудничество и дружба.
Вдовин, по словам Оксаны Волковой, заметил ее на конкурсе «Опералия» Пласидо Доминго:
— На конкурс я летела с гастролей театра на Канарских островах. Конкуренция огромная, а у меня на руках грудной шестимесячный сын. Я не прошла во второй тур, но через полгода Дмитрий Вдовин пригласил меня в Молодежную программу Большого театра России.
Тут конкуренция была не слабее, чем на «Опералии»: 400 заявлений на 10 мест.
Но Оксана смогла победить. Мало того — она смогла воспользоваться своей победой и уже в 2010 году на гастролях Большого театра в Лондоне, в Королевской опере Ковент-Гарден блестяще исполнила роль Ольги в «Евгении Онегине». В том же году ее пригласили на Международный оперный бал Пласидо Доминго в Вашингтоне, а дальше —выступления на ведущих оперных площадках мира.
На сегодняшний день Оксана Волкова — единственная выпускница Белорусской академии музыки, официально числящаяся приглашенной солисткой Большого театра России.
Кстати, партия Любаши для Оксаны Волковой особенная еще и потому, что, прежде чем пригласить ее в 2013 году на партию Маддалены в «Риголетто», продюсеры из нью-йоркской Метрополитен-опера побывали в Большом театре России и прослушали ее в «Царской невесте».
Сейчас весь мир для нее открыт. Рига — Минск — Москва — Пекин — Зальцбург — Бостон — Париж — Милан — Нью-Йорк — вот маршруты ее авиаперелетов.
Почему же она была и остается звездой Большого театра Беларуси? Почему, отказываясь от самых престижных проектов, спешит в Минск на фестиваль? Почему ставит в нашем театре свой дипломный спектакль — «Вилли» («Фатум») Пуччини?
— Я всегда жила и живу в Минске, — говорит она. — После всех моих странствий я всегда возвращаюсь домой. Я люблю свой театр и свой дом. И, по-моему, это нормально!
Фото из Facebook