Оксана Волкова выступила в спектакле Большого театра России, посвященном памяти Ирины Архиповой

30 января. «Царская невеста». Историческая сцена. Билетов нет. На афише — два очень знакомых имени: заслуженный артист Беларуси Андрей Валентий в небольшой, но важной партии новгородского купца Василия Степановича Собакина и заслуженная артистка Беларуси, лауреат Государственной премии Оксана Волкова в партии Любаши.

Хотя опера и называется «Царская невеста», но главная в ней именно Любаша. Именно характер Любаши, ее бескомпромиссное стремление удержать ушедшую любовь и есть та пружина, на которой закручен сюжет. И в этом Любаша очень похожа на Любку из «Седой легенды».


Любаша — это еще и коронная партия всемирно знаменитой певицы, многолетнего председателя вокального жюри Международного конкурса имени Чайковского, народной артистки СССР Ирины Архиповой. И очень почетно для нашей Оксаны Волковой, что ее пригласили исполнить эту роль в единственном спектакле в честь 95-летия со дня рождения лучшей Любаши советской эпохи. И не где-нибудь, а на сцене Большого театра России, где Архипова царила на протяжении трех десятилетий.

Спрашиваю, как ощущения после спектакля.

— Чувства переполняют меня всегда, когда я проживаю эту роль. Сегодня все певцы были на высоте, все держали планку! Принимали великолепно, долго не отпускали, я очень счастлива!

Среди публики в зале был и народный артист СССР Владислав Пьявко — муж Ирины Архиповой, выдающийся тенор, который никогда не пел в «Царской невесте», но прекрасно знает и помнит, как пела партию Любаши прославленная советская дива.

А пела она удивительно, необычайно, потрясающе! Народный артист СССР, давно покойный баритон Юрий Гуляев в 1953 году был юным стажером Свердловского оперного театра. Здесь, на Урале, выпускница Московской консерватории Ирина Архипова дебютировала в партии Любаши.

— Я верил ей во всем, — вспоминал Гуляев много лет спустя. — Слово, звук, внешность — все заговорило богатым русским языком. Я забыл, что это опера, что это сцена, что это репетиция и через несколько дней будет спектакль. Это была сама жизнь. Это было похоже на то состояние, когда кажется, что человек оторвался от земли, такое вдохновение, когда сострадаешь и сопереживаешь саму истину.


Сколько же смелости нужно певице, чтобы выйти на сцену после Архиповой и постараться доказать, что ты не хуже! В роскошном костюме, в исторически достоверных декорациях народного художника СССР, пятикратного лауреата Сталинской премии Федора Федоровского, в которых Архипова царственно выходила на сцену Большого на протяжении многих лет. И хотя это уже не совсем те декорации — их восстановили по эскизам, — но дух остался, и стиль остался.

— Я очень благодарна Большому театру России за то, что они в память о великой певице пригласили меня исполнить мою любимую роль Любаши, — говорит Оксана Волкова. — Двенадцать лет назад, принимая участие в Международном конкурсе имени Глинки в Челябинске, я и мечтать не могла, что она сама вручит мне первую премию. Это и было началом моей настоящей карьеры.

Да, в жизни Оксаны тогда все совпало, и огромную роль в этом сыграло благословение от Архиповой.

Но не меньшую роль сыграл и Дмитрий Вдовин, который много позже заседал в жюри V Минского международного Рождественского конкурса вокалистов, публично похвалив его высокий уровень и отменную организацию.

Вдовин — видный вокальный педагог, профессор, художественный руководитель Молодежной оперной программы Большого театра России.


Он тоже в свое время получил благословение от Архиповой — за смелость.

— Я с Архиповой познакомился благодаря Марии Гулегиной, — рассказывает он. — Я был на пресс-конференции в Большом театре СССР где-то на рубеже 1980 —1990-х годов и спросил тогдашних директора и главного дирижера, почему лучшее драматическое сопрано мира Мария Гулегина не в афишах театра? Они там что-то мычали. Ирина Константиновна подошла ко мне в конце. Она ждала у выхода из Бетховенского зала. И она мне сказала: «Какой же вы молодец!» Так начались наши сотрудничество и дружба.

Вдовин, по словам Оксаны Волковой, заметил ее на конкурсе «Опералия» Пласидо Доминго:

— На конкурс я летела с гастролей театра на Канарских островах. Конкуренция огромная, а у меня на руках грудной шестимесячный сын. Я не прошла во второй тур, но через полгода Дмитрий Вдовин пригласил меня в Молодежную программу Большого театра России.

Тут конкуренция была не слабее, чем на «Опералии»: 400 заявлений на 10 мест.

Но Оксана смогла победить. Мало того — она смогла воспользоваться своей победой и уже в 2010 году на гастролях Большого театра в Лондоне, в Королевской опере Ковент-Гарден блестяще исполнила роль Ольги в «Евгении Онегине». В том же году ее пригласили на Международный оперный бал Пласидо Доминго в Вашингтоне, а дальше —выступления на ведущих оперных площадках мира.


На сегодняшний день Оксана Волкова  единственная выпускница Белорусской академии музыки, официально числящаяся приглашенной солисткой Большого театра России.

Кстати, партия Любаши для Оксаны Волковой особенная еще и потому, что, прежде чем пригласить ее в 2013 году на партию Маддалены в «Риголетто», продюсеры из нью-йоркской Метрополитен-опера побывали в Большом театре России и прослушали ее в «Царской невесте».

Сейчас весь мир для нее открыт. Рига — Минск — Москва — Пекин — Зальцбург — Бостон — Париж — Милан — Нью-Йорк  вот маршруты ее авиаперелетов.

Почему же она была и остается звездой Большого театра Беларуси? Почему, отказываясь от самых престижных проектов, спешит в Минск на фестиваль? Почему ставит в нашем театре свой дипломный спектакль — «Вилли» («Фатум») Пуччини?

— Я всегда жила и живу в Минске, — говорит она. — После всех моих странствий я всегда возвращаюсь домой. Я люблю свой театр и свой дом. И, по-моему, это нормально!

Фото из Facebook

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter