2014-й войдет в историю как год возобновления производства слуцких поясов. Благодаря появлению специальной госпрограммы и особому вниманию Президента то, что казалось невозможным, вдруг стало явью. Мы заглянули на РУП «Слуцкие пояса», чтобы узнать, как живет это производство и есть ли у него будущее.
Шелковый путь
Лариса Ивановна Тарасова директорствует на фабрике четырнадцатый год, а вообще она здесь все тридцать восемь. Словом, видела это предприятие в разные времена и в разном состоянии. Но в молодости и подумать не могла, что здесь когда-нибудь возобновят производство слуцких поясов. Да что говорить, еще десять лет назад про это и мыслей не было. Но директор всегда знала: нельзя ждать с моря погоды, надо модернизировать производство, расширять ассортимент. Поэтому в 2012-м и закупили новое оборудование для производства стеганых одеял. И вдруг появляется Госпрограмма возрождения технологий и традиций производства слуцких поясов и развития производства национальной сувенирной продукции, рассчитанная до 2015 года.
И тут завертелось. В первую очередь, необходимо было разработать технологию ткачества. За это сложное дело взялась профессор Витебского государственного технологического университета Галина Казарновская. Позже она разработает целых двенадцать узоров, которые сегодня и тиражирует фабрика. А тогда это было лишь началом длинного пути. Понятно, ткать вручную пояса, как это было испокон веков, в наше время неразумно. Поэтому нужен был станок. Вообще сегодня, глядя на это чудо немецкой марки MAGEBA, так и хочется сказать «махина». Это действительно очень умное оборудование с программным управлением изготовлено по заказу в единственном экземпляре, аналогов ему и сегодня нет.
Но наличие станка, как оказалось, лишь полдела. Потом начались трудности с закупкой сырья. Искали натуральный шелк, близкий к тому, какой использовался двести лет назад. Лариса Ивановна рассказывает, что объехали пол-Европы: Швейцария, Германия, иные страны — то цена не подходила, то качество не устраивало. А вот в Китае выбор был большой. «Вам дешевый или хороший шелк нужен?» — спросили там. Конечно, второе. Взяли образцы, провели исследования, испытания: на разрыв, на качество краски и другие. В итоге китайский ничем не уступил европейскому, но оказался раз в восемь дешевле. Потом новые проблемы — с цветом, а точнее, с переплетением. Берут, например, черные нити, переплетают их, а получается коричневый. Зеленые вдруг превращались в бирюзовые и т.д. «Колдовали» долго, главное, что в итоге все получилось строго, как того и требует копия пояса.
Заместитель директора по производству Елена ФЕДОРОВИЧ гордится слуцкой продукцией.
Работа в три сменыК слову, оригиналом нынешние слуцкие пояса не называют лишь по той причине, что ткутся они не вручную, а машиной. Все остальное точно по технологии XVIII века. Но вернемся к этой самой машине. Ее, кстати, может увидеть любой желающий. Это входит в экскурсию по музею истории слуцких поясов. Здание на улице М.Богдановича, 8 правильно называть культурно-производственным комплексом. Здесь помимо цехов еще расположены кафе «Старый город», музей и сувенирная лавка. Не пожалейте пяти рублей, и вы очень удивитесь, увидев, как работает станок. Ткачиха здесь скорее наблюдатель, контролер, нежели участник процесса. Ее задача — следить за тем, как переплетаются нити, и, если что, вовремя остановить процесс.
Руководитель предприятия рассказывает: когда только запускали станок, пригласили на работу выпускников Барановичского государственного колледжа легкой промышленности. Хотели, чтобы, как и издревле, пояса ткали мужчины. Но молодым людям такой монотонный труд оказался не по душе. А вот женщины, спокойные и даже где-то флегматичные, отлично себя чувствуют.
— Насколько загружен этот станок? — интересуюсь у директора.
— Пояса делаем в три смены, — удивил ответ. — Только если у кого-то отпуск, переходим на две.
Ткачи-мужчины не прижились в Слуцке, все-таки это женская работа.
Лариса Ивановна даже на вопрос, сколько времени уходит на производство одного пояса, исчисляет не в днях, а в часах:— Считайте: за смену делаем около пятидесяти сантиметров, то есть на трехметровое изделие уходит 48 часов.
Неужели и правда пояса настолько востребованы, что станок практически не останавливается? Ведь и стоят они недешево. С метаниновой нитью — две тысячи рублей, с серебряной — пять, а с золотой и вовсе семь. Оказалось, что те, кому трехметровая копия не по карману, охотно берут панно — это просто небольшая часть пояса, вставленная в рамку. Кроме того, на фабрике и большой ассортимент со стилизацией слуцкого пояса: мини-поясочки, закладки, коврики для компьютерной мышки и т.д. Такая продукция тоже на ура расходится в сувенирных лавках.
Побывав на экскурсии в музее, вы сможете увидеть современное производство поясов.
Модернизация и еще раз модернизацияВо время нашего визита на фабрику там оказался лишь один готовый пояс, и тот должен был со дня на день отправиться к заказчику.
— Видите, мы даже не можем показать вам весь наш ассортимент, — как бы извинялась Лариса Ивановна. Но в то же время это полностью подтверждало, что продукция здесь не залеживается. — Мы даже не можем для себя изготовить все двенадцать выставочных образцов. И не потому, что дорого, просто некогда.
Кто же основные покупатели поясов? В основном это крупные предприятия, которые хотят сделать приятный сюрприз своим зарубежным партнерам или гостям. Часто изделия уходят в так называемый подарочный фонд. Берут и некоторые музеи. Не поверите, но приобретают даже частные лица. К слову, действительно, любой желающий без проблем может заказать здесь пояс для себя или своей коллекции. Правда, частники чаще берут панно, стоимость которых начинается от 270 рублей.
— Лариса Ивановна, а вы думали, что будет, когда люди «наедятся» поясами и спрос упадет? — задаю провокационный вопрос.
— Возможности этого оборудования огромные. Даже если вдруг снизится спрос на пояса, будем делать что-то другое. Наша сувенирная продукция всегда востребована.
Директор не лукавит. Наряду с поясами еще одним довольно прибыльным делом на фабрике можно считать ткачество, особенно с автоматических станков. С так называемыми кроснами чуть хуже. Но от них здесь тоже не собираются отказываться. Кстати, один такой старый деревянный станок располагается рядом с той самой MAGEBA, прямо перед глазами посетителей музея. Идея проста и понятна: наряду с автоматизированным трудом, здесь берегут наши древние традиции. Кроснам более пятидесяти лет, но они еще долго послужат фабрике. Что касается автоматических станков, это гордость предприятия. Они приобретены не по госпрограмме, а куплены за кредитные средства и полностью себя оправдывают.
Так в чем же секрет успеха РУП «Слуцкие пояса»?
— Главное — модернизация, — говорит Тарасова. — Мы занимались ею до госпрограммы и после ее реализации. Я только сейчас, спустя несколько лет, поняла, как серьезно рисковали. Но мы мечтали иметь такие станки. Без них нельзя было двигаться вперед. Второе — очень важен человеческий фактор. Нужны хорошие специалисты — без них никуда.
Проблемы ворсом наружу
Гобелены сегодня и тридцать лет назад, как говорят, две большие разницы
Гобелены всегда были гордостью Беларуси. Долгие годы лучшим подарком зарубежным гостям был именно такой стеновой ковер. Борисовские ткачихи достигли такого уровня мастерства, что замахнулись даже на «Гобелен века» высотой почти в двадцать метров, который позже попал в Книгу рекордов Гиннесса. А еще одно подобное тканое произведение авторства народного художника Беларуси Александра Кищенко — «Чернобыль» — по сей день украшает штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке. Мы посетили Борисовский комбинат декоративно-прикладного искусства имени А.М.Кищенко, чтобы выяснить, как сегодня обстоят дела с гобеленами.
Алла ФЕДИСОВА пришла на фабрику в 1980-х: тогда здесь были золотые времена.
Полгода не покладая рук— Гобелены посмотреть? Приезжайте! Правда, смотреть практически не на что, — так любезно приглашает нас к себе директор комбината Григорий Шемит. — Производство стоит.
К сожалению, все это оказалось правдой. Третий месяц в гобеленовом цехе тишина. Начальник ткацкого цеха Татьяна Шестухина рассказывает: не так давно сделали два гобелена для столичного Дома культуры профсоюзов. Первые тканые полотна в том здании появились еще в 1980-х, спустя много лет решили дополнить убранство фойе еще несколькими. Художник Валентина Кривошеева, вдохновившись современной белорусской архитектурой, придумала новый проект, который получил название «Праздничный фейерверк». Гобеленовый триптих на комбинате сделали пару лет назад, а последние две части как раз и ткали в начале этого года. Кропотливая работа заняла два месяца. Буквально сразу еще одна радостная весть: в строящемся здании Верховного Суда тоже захотели иметь тканые стеновые ковры. Объем небольшой: три узких двухметровых гобелена. Но работа нестандартная — всего десять сантиметров в ширину. Понимали, что придется поломать голову. Но и за такое взялись с радостью. Какая-никакая работа. Рассчитывали за полтора месяца управиться, но в восемь пар рук сделали все значительно быстрее. Во-первых, хотели хоть какую-то копейку заработать, во-вторых, пораньше в отпуск уйти.
Уже и отпуск у восьми ткачих позади…
— Насколько я знаю, на ближайшие месяцы никаких заказов нет, — встречаем мастера с тридцатилетним стажем Аллу Федисову. Она пришла на комбинат в золотые времена. Тогда работало более двадцати ткачих и постоянно набирали новых. Заказов было море. Очередь из желающих стояла. Тогда ведь каждое солидное учреждение хотело иметь у себя гобелены. И не то что сейчас — метровые, а обязательно на всю стену.
Алла Львовна училась этому ремеслу, как раз глядя, как опытные ткачихи трудятся над «Гобеленом века». Молодую девочку к такому шедевру не подпускали, но она по этому поводу не особо и грустит. Говорит, потом еще столько красивых ковров соткала. У нее, впрочем, как и у всех ткачих-ветеранов, есть свой фотоальбом, куда она бережно складывала снимки всех своих работ. В последние годы этот альбом пополняется очень редко:
— Месяцами сидим за свой счет. Мне еще более или менее: на пенсию вышла, хоть какая-то копейка есть. Молоденьким девочкам хуже.
Этот гобелен был сделан по мотивам картины Валерия ШКАРУБО.
Предоставляются скидкиТатьяна Шестухина тоже не маскирует проблему: с заказами действительно все плохо. Но ткачих никто увольнять не собирается. Большинство гобеленщиц умеют работать на ткацких станках, поэтому при необходимости их привлекают в другой цех.
Конечно, чтобы специалисты не сидели без дела, можно было бы ткать гобелены про запас, на продажу. Оказалось, этот вариант уже испробовали. Помогает мало, а точнее, совсем не помогает. На комбинате хоть сейчас можно устраивать мини-выставку готовых гобеленов. Здесь хранится около десятка ковров размером примерно 110 на 80 сантиметров. Все их ткали в надежде, что вдруг найдется желающий купить. Собственно, с гобеленом Владимира Савича «Белорус» так и было. Он, можно сказать, вышел в тираж. Два гобелена купили, а третий уже не первый год хранится в Борисове. Большие надежды были у руководства комбината на гобелен, сделанный по мотивам картины их земляка Валерия Шкарубо. Работы кисти этого художника в последние годы очень востребованы. Надеялись там, что и на гобелен найдется покупатель. Но нет. Его уже показывали на нескольких выставках, всегда восторженные отзывы… К слову, и сам художник был очень впечатлен столь точным воплощением его замысла в ткачестве. Но цена — пять тысяч рублей…
Татьяна Шестухина признается: не так давно решили, что имеющиеся гобелены готовы продать по себестоимости — за три тысячи. Но и на такую цену желающих нет. Объяснение простое: гобелены давно вышли из моды. Интерьеры сейчас делают совсем другие. Сегодня такое разнообразие красок и штукатурок! Роспись — отличная альтернатива гобеленам. Главное — это дешевле, да и, что греха таить, еще и практичнее.
— Григорий Фомич, раз такая плохая ситуация, не целесообразнее ли просто закрыть производство гобеленов? — спрашиваю у директора.
— Что вы! Мы ведь тогда загубим наши традиции. Нет. Мы будем барахтаться, пытаться выжить. Мода ведь циклична. А вдруг через двадцать лет люди опять начнут украшать помещения гобеленами? Кто их тогда будет делать? Специалистов ведь не останется. У гобеленщиц наших, конечно, незавидная судьба, но никто из них не увольняется. Все надеются, что ситуация исправится.
Григорий Шемит.
Кирпичики нашего благосостоянияЗа счет чего предприятие продолжает оставаться на плаву? Собственно, за счет заказной продукции и выживает. На комбинате достаточно широкий ассортимент тканой тиражной продукции: салфетки, панно и т.д. Но подобное изготавливают и другие предприятия, а также ремесленники, поэтому очередь из машин на отгрузку не стоит. Вот если заказывают одежду сцены для актовых залов школ, домов культуры и т.д. — тогда это настоящий праздник. Причем на любой вкус: и в национальном, и в классическом, и в авангардном стиле. С гордостью там вспоминают и свою работу в Купаловском театре, когда после реконструкции им довелось отделывать перила негорючим бархатом. Таких специалистов в стране в принципе не нашлось, а «кищеновцы» рискнули: сами разработали технологию — получилось все на высшем уровне. То есть на комбинате готовы браться за заказы любой сложности.
Приблизительно такая же история и с еще одним видом деятельности комбината — керамикой. Вазочками, горшками, кашпо даже самой оригинальной формы сегодня никого не удивишь. Выбор, в том числе и благодаря тем же ремесленникам, на любой вкус. Поэтому спрос на тиражную продукцию никак нельзя назвать высоким. Вся надежда опять же на заказы, а точнее, на реставрационно-керамические изделия, или, попросту говоря, состаренные кирпичи. Борисовские специалисты трудились над восстановлением многих старинных зданий, в том числе Мирского и Несвижского замков. Совсем недавно им выпало счастье поработать и над Кревским. Это заказ, о котором можно только мечтать: на несколько месяцев керамический цех будет загружен под завязку. Правда, еще несколько лет назад там работали пятьдесят человек, а сейчас лишь десять.
Словом, предприятие, по сути, занимающееся сохранением белорусских традиций, едва держится на плаву. И, несмотря на оптимизм директора комбината, имеет все шансы пойти ко дну. Вся надежда на то, что, насытившись хайтеком, наши люди вспомнят про белорусские народные традиции и снова начнут украшать помещения добротными гобеленами.
stepuro@sb.by
Фото Владимира ШЛАПАКА и Александра КУШНЕРА.