Спортсмен-спасатель Никита Уколов — о мировом рекорде, мечте, а также о том, за что он любит Беларусь

Огонь в глазах

Вопрос, должен ли пожарный гореть на работе, перед Никитой Уколовым не стоит: он всегда трудится с огоньком. В пожарно-спасательном спорте сегодня, пожалуй, нет более яркой и заметной фигуры, чем этот парень, который вот уже пять лет находится на вершине: бьет рекорды и штампует чемпионские звания. Очередную порцию ценного груза золотых наград Никита с партнерами по сборной Беларуси месяц назад доставил домой из китайского Харбина, где наша команда, как всегда, феерично выступила на первенстве планеты.


Помимо медалей капитан по званию и заместитель начальника пожарной аварийно-спасательной части № 23 Фрунзенского районного отдела по чрезвычайным ситуациям Минского городского управления МЧС Никита Уколов привез на Родину еще и уникальное мировое достижение, которое держалось долгих 12 лет и считалось вечным. В кулуарах шептались, что преодолеть дистанцию в дисциплине «подъем по штурмовой лестнице на четвертый этаж учебной башни» быстрее действовавшего рекорда попросту нельзя, потому что предел человеческих возможностей ограничен. Лидер сборной Беларуси доказал себе и всеми миру, что ничего невозможного нет, а орден Почета из рук Президента за достижение высоких спортивных результатов и большой личный вклад в развитие пожарно-спасательного спорта стал достойной наградой за проявленную доблесть.
Никита — добродушный, улыбчивый и скромный молодой человек. Отчаянный, решительный и храбрый, но при этом совершенно не любит давать интервью на камеру. Фотографироваться тоже. «Надо, так надо», — сказал чемпион и мировой рекордсмен, но вид имел такой, будто готов вместо этого пять раз преодолеть стометровую полосу препятствий вместе с пожарной эстафетой и боевым развертыванием.
— Публичность — это не мое, — объяснил Никита. — Просто пообщаться — нет проблем, а когда находишься под прицелом телекамеры, да еще вопрос зададут неожиданный, заковыристый какой-нибудь, не сразу сообразишь, что ответить. Стоишь, тормозишь, а потом ночь не спишь, в голове мысли гоняешь: нужно было сказать по-другому, выразиться иначе… Моя работа — не говорить, а делать.

— Боишься телекамер как огня?

— Ну, это перегиб. (Улыбается.) Огонь все-таки пострашнее будет…

За Беларусь!

Отличник боевой и спортивной подготовки

— Как бы ты сам представил себя читателям?

— Не скромно о себе говорить. Просто спортсмен, наверное.

— Сколько у тебя медалей?

— Подсчет веду только золотым наградам, завоеванным в личном зачете. Таких 44: 23 в первенствах Беларуси, 13 в международных турнирах и 8 на чемпионатах мира.

— Скоро юбилей! Самая запомнившаяся победа имеется?

— На первенстве планеты в Саратове в 2019 году. Выиграл тогда штурмовку и впервые стал чемпионом мира. Это как рубеж, когда из темной лошадки превратился в топчика, которого все знают, боятся и уважают.

— Откровенно говоря, пожарно-спасательный спорт — не самый очевидный выбор для пацана. Обычно дети идут в футбол, хоккей, в единоборства всякие…

— У меня папа работал в МЧС водителем, возил спортивную команду. Когда были каникулы, брал с собой. Даже на чемпионате мира в 2004 году в Минске был. Знал, что это за спорт такой, но заниматься не планировал — попал случайно. Однажды в школу пришел тренер и предложил попробовать. Ничем особым не завлекал, медалей и видео с соревнований не показывал, но на его агитацию при этом откликнулось человек 40! Всей оравой на следующий день на тренировочную базу и приехали. Успели на первом занятии немного: по два раза на штурмовую башню залезть. К тому же еще и добираться было далеко: сперва на троллейбусе, потом полчаса пешим ходом. Зима, холод… Тем не менее на следующую тренировку снова пришла толпа, понравилось. Потом ряды, конечно, редели, но я остался.

— Твоя коронка — штурмовая лестница. На чемпионат мира в Харбине ты ехал за мировым рекордом и цели достиг. Но при этом не выиграл золотую медаль, а стал вторым, уступив в финале партнеру по команде Антону Тарасевичу. Как так?

— Рекорд побил в ходе предварительных забегов, поднявшись на четвертый этаж учебной башни за 12,47 секунды.  


До этого лучшим результатом было время 12,56, показанное российским спортсменом в далеком 2012 году. С тех пор его трижды повторяли сотая в сотую, но никто не мог превзойти. Стали ходить разговоры, что это потолок, выше которого не прыгнуть. Но я был уверен в обратном. Готовился и доказал, что прав: сбросил с рекорда 0,09 секунды. 
Думаю, что пробил тем самым звуковой барьер и теперь другие тоже побегут быстрее. Так уже случалось, когда секунды застыли на 12,95, а из 13 выбегало всего два человека в мире — это считалось ультраклассом. Потом рекорд пал, и плотину словно прорвало: 13 секунд стали разменивать десятки спортсменов. Наверное, все дело в психологии.

— Именно она тебя и подвела в финале?

— Всегда славился тем, что эмоционально устойчив. Мог в нужный момент собраться. А тут стал слишком много думать. Рядом в финале бежал молодой, очень сильный россиянин. В полуфинале он приблизился к моему мировому рекорду, и чтобы победить, я принял решение рисковать: не подбирать оптимальный темп, чтобы потом идеально перевести горизонтальную скорость в вертикальную при подъеме на башню, а бежать на всю катушку. Стартовали. Он рядом. Я добавил. Он рядом. Еще добавил. Не отстает. А потом — бах — здравствуй, башня! Увлекшись погоней друг с другом, мы разбились, говоря профессиональным языком. А Антон Тарасевич темп не форсировал, не суетился. Воспользовавшись нашими ошибками, спокойно сделал дело и стал чемпионом. К слову, весь пьедестал оказался белорусским, что приятно отметить: бронзу выиграл Илья Бондаренко.

Сладкий миг победы.

За справедливость, законность, стабильность и надежность

— Харбин понравился?

— Всегда интересно знакомиться с другой культурой, открывать для себя новые места. В Китае очень много людей и огромные города, там свой уклад, своя жизнь. На сборах перед чемпионатом мира мы жили не в самом Харбине, а в его пригороде — для Китая это считается небольшим населенным пунктом. Так вот население было 550 тысяч жителей, и кругом дома этажей в 30 высотой! Необычно.

— Ты во многих странах побывал?

— Когда спортивный мир был еще открыт, ездили на турниры и в Чехию, и в Словакию, были в Латвии, Литве, Украине… А потом все вдруг изменилось, многие просто перестали приезжать на соревнования, игнорируют чемпионаты мира. Жаль. Те же чехи были серьезными соперниками — всегда претендовали на медали. В пожарно-спасательном спорте никаких запретов на выступление с государственными символами нет и не было. Кому такое положение дел не нравится, вышли из состава международной федерации и на соревнования не приезжают. Но сборная Австрии, например, участвует. Для меня выступать под государственными символами — это гордость и большая честь. Белорусский флаг мне вообще очень нравится, он прекрасен даже эстетически.  
Мы едем на соревнования представлять в первую очередь страну, а не себя. И когда ты выиграл, стоишь на пьедестале, когда играет гимн — это особые чувства. До мурашек по телу.
— Как ты пережил непростой 2020‑й?

— В день выборов дежурил на одном из избирательных участков в Могилеве. О том, что начинается какая-то буза, до нас лишь слухи доходили, Могилев особо не волновался. В Минск тогда к будущей супруге на выходные приезжал, и вот там уже видел всю эту ситуацию. Что тут скажешь? Очень неприятно.

— 2025 год тоже выборный. Не исключено, что кое-кто опять попытается устроить в стране пожар.

— Думаю, все уже всё поняли и сделали правильные выводы. Против чего выступать и чему возмущаться? Против мира и стабильности? Глупо. Мне 29 лет, я знаю только одного Президента и другого кандидата на пост не вижу.

— За что ты любишь Беларусь?

— В двух словах на данный вопрос не ответишь. Во-первых, Родина. Во всем глубоком понимании этого слова. Во-вторых, за возможности, которые она предоставляет каждому. Я буду говорить за себя. Служу в МЧС, и для развития здесь есть все условия. Медицина, помощь в строительстве жилья и так далее. В-третьих, за справедливость, законность, стабильность и надежность. Все это мне очень по душе. Знаете, то, как прекрасно дома, отчетливее всего понимаешь, бывая в гостях. У нас часто замыливается глаз, и мы перестаем замечать всю прелесть нашей страны, ее городов и местечек, природы. Забота государства о человеке нам тоже кажется естественной, а ведь такое внимание есть далеко не везде.

Мировой рекорд установлен!

Два капитана

— Китайская еда пришлась тебе по вкусу?

— Своеобразная, но в целом понравилась. Особенно если выбирать не очень острую. Еще впечатлила доступность и дешевизна фруктов — наберешь целую корзинку, а на кассе заплатишь как за пучок лука.

— Наш Президент как-то сказал спортсменам: «Сало вам надо держать на этапах Кубка мира в холодильнике, нормальный кусок сала, чтобы вы могли после старта, забега, тяжелой тренировки кусок сала и черного белорусского хлеба съесть, а не пончики и мороженое. Нормальное питание для спортсменов — это вопрос номер один. Вот сало — это самый лучший белорусский допинг». Согласен?

— Абсолютно. Мы один раз на соревнования ехали, тренер с собой килограмма три взял! Я люблю сало. Это продукт, который всегда приходит на выручку. На ужин опоздал, нарезал его, с хлебом навернул — красота! А если еще с картошечкой… Нам ее, кстати, теща поставляет с собственного огорода в деревне Пинковичи, что под Пинском.

— Ездишь туда на трудотерапию?

— К работам по хозяйству нас с женой не допускают. Говорят: приехали — отдыхайте. Вот вам виноград, вот — клубника: наслаждайтесь. Оно, конечно, хорошо, и такая забота приятна, но иногда хочется более активного времяпровождения.

— А кто твои родители?

— Отец, как я уже говорил, был водителем в МЧС. Он, к сожалению, умер. Мама — медсестра в больнице.

Счастливая семья.

— Супруга у тебя ведь тоже служит в МЧС? В каком она звании?

— Марина — капитан. Как и я.

— Кто в семье главный?

— Смотря в каких вопросах. Марина — мозг.

— А ты — сила?

— А я ей не мешаю. Она умная: золотая медаль, красный диплом…

— Как сделал ей предложение?

— В Турции. Хотел, чтобы было оригинально, на берегу моря. Когда мужчина долго тянет с предложением, девушка начинает его ждать едва ли не на каждый праздник: на день рождения, на Новый год… Решил не затягивать, чтобы получился сюрприз. После окончания Университета гражданской защиты МЧС у Марины в Минске была хорошая должность. Хотел перебраться к жене, но меня из Могилева не отпустили. Пришлось переезжать ей. Но я сразу пообещал: верну обратно! Слово сдержал. Хотя после трех прожитых лет в Могилеве город Марине тоже сильно полюбился. Не исключаю, что на пенсии вернемся туда.  
Минск для меня слишком большой, не привык еще к нему, а Могилев более компактный, доступный. Это мой любимый город.
— На соревнованиях супруга за тебя болеет?

— Переживает больше, чем я сам! Иногда, признаться, это даже сбивало. Поэтому сейчас ей говорю: не надо! Мне комфортнее выступать, когда родных на трибунах нет.

— Друзья к вам часто заходят на огонек, вы гостеприимная семья?

— Как любые пожарные, на огонек мы чаще ходим сами. Но если кто-то заглянет, всегда примем радушно.

— А на тренировке ты всегда работаешь с огоньком?

— По крайне мере, стараюсь. Но бывает по-всякому: устал, хочется отдохнуть, нет настроения… В Могилеве тренер, бывало, видел такое мое состояние и мотивировал сникерсами. Спорили, ставя шоколадку на кон.

На старте.

Потушить картошку и погасить кредит

— Слышал такое выражение: сдать на пожарного?

— Никогда. А что это значит?

— Это я у тебя хотел спросить. Вроде бы если спишь очень долго. Анекдот еще такой есть: «Кто самый главный враг пожарного? — Муха! Она спать мешает».

— Уточню у ребят на дежурстве.

— Еще немного пожарного фольклора, если позволишь. Говорят, что будущих пожарных родители находят не в обычной капусте, а в тушеной.

— Очень специфический юмор. Но я все-таки больше спортсмен, чем пожарный.

— Значит, о том, чья очередь тушить картошку, вы с женой никогда не спорите?

— За готовку в доме отвечает Марина. Она и тушит, и жарит.

— Еще один пожарный вопрос с подковыркой: что гасить тяжелее всего?

— ???

— Кредит!

— Стараюсь не прибегать, живу по средствам.

— Понял. Тогда серьезно. Кто для тебя главный авторитет в пожарном спорте?

— Максим Шапорев, многолетний капитан национальной команды. Вот уже три года Максим на спортивной пенсии, но нам в команде его очень не хватает. И дело тут не только в атлетических качествах, это человек с большой буквы! Одно время мне даже казалось, что сборная Беларуси по пожарно-спасательном спорту — это он и есть. Настоящий капитан.

— А мечта у тебя есть?

— Новый мировой рекорд. Чтоб теперь уж точно на века!


Всегда быть рядом

Уколов поделился, что чувствовал во время награждения орденом Почета

— Когда узнал, что буду награжден орденом Почета, почувствовал невероятную гордость, — говорит Никита Уколов. — Такое признание моего труда означает, что нахожусь на верном пути, все делаю правильно. Рад прославлять Беларусь. Любить свою страну и быть для нее полезным — долг каждого. А для нас, служащих в МЧС, важно еще всегда быть рядом и вовремя приходить на помощь.

Между «Барселоной» и «Днепром»

Пожарный спорт — не единственное увлечение героя

— До чемпионата мира в Минске хоккеем я вообще не интересовался, — рассказывает Никита Уколов, — а сейчас с ребятами иногда ходим в «Минск-Арену» поболеть за «Динамо» — нравится шикарная атмосфера на трибунах. Но вообще больше футболом интересуюсь. Болею за «Барселону» и ПСЖ. Еще за могилевский «Днепр», но у них дела в последнее время как-то не очень складываются. Сам люблю поплавать и поиграть в настольный теннис.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter