Новые БТР-82А, поступившие в белорусскую армию, впечатляют — наш репортер участвовал в испытаниях

Огневая мощь, суперуправляемость и... кондиционер в броне

Они с легкостью пройдут любое болото, лесной массив и даже реку, а двигатель в 300 л.с. способен разгонять БТР до сотни километров по трассе, до 60 — на пересеченке, до девяти — если на плаву. Огневая мощь тоже впечатляет: в случае чего пехота будет поддержана огнем тридцатимиллиметровой пушки с дальностью стрельбы 3600 метров (а это, для сравнения, как от столичной площади Якуба Коласа до ГУМа). Кстати, одной заправки машины хватит на марш-бросок от Минска до Варшавы. И если, например, о кроссовере с похожими характеристиками может только мечтать любой гражданский, то для наших военных такая машина — реальность. В сентябре 40 БТР-82А уже поступило в войска, еще одна партия прибудет в ноябре. «СГ» не упустила возможность проверить новинку в действии и с военнослужащими поразить несколько мишеней на 227-м общевойсковом полигоне. 


Почти каждый, кто служил в армии после 1980-х или внимательно рассматривал технику на парадах, знает, как выглядит БТР-80. Он настолько популярен, что стоит на вооружении 26 стран мира: легкий, проходимый, безопасный. Но время бросает все новые и новые вызовы. А чтобы отвечать на них, конструкторы российского Арзамасского машиностроительного завода создали машину, не имеющую равных среди военной техники у нас на вооружении. 

— БТР-82А — новейший образец, принятый на вооружение Вооруженных сил Российской Федерации в 2013 году. Бронемашины такой модели также используются в армиях Азербайджана и Казахстана, — рассказали в пресс-службе Министерства обороны. — Наши войска получают ее в плановом порядке для замены гусеничной бронированной техники механизированных бригад на колесную. К слову, на прибывшей партии установлены средства связи ОАО «АГАТ-СИСТЕМ» и прицелы ОАО «Пеленг» белорусского производства. Чтобы грамотно управлять чудо-машиной, военнослужащие проходили обучение в Благовещенске.



По моему (сугубо штатского человека) скромному мнению, мощью 82-го поражены даже самые опытные офицеры, не говоря уже о тех, кто с такой техникой столкнулся впервые. 

— Стрелять можно в автоматическом, ручном и даже полуавтоматическом режиме. И хотя пушка делает до 330 выстрелов в минуту (для сравнения: БМП-2 производит их до 550), системе автоматики нет равных, — делится впечатлениями командир мотострелкового взвода 120-й отдельной гвардейской механизированной бригады гвардии старший лейтенант Павел Макаренко. — Непривычно на ней работать. БМП, например, оснащена прибором ночного видения, а в БТР — тепловизор. Но это дает возможность стрельбы при любой погоде, даже в туман. Из нового еще и то, что для выстрела нет необходимости заводить машину: дизельная генераторная установка легко справится с этим.

Командир мотострелкового взвода 120-й отдельной гвардейской мехбригады гвардии старший лейтенант Павел Макаренко.

Для тех, кто от армии далек, поясню: бронетранспортер — машина, предназначенная для доставки личного состава к месту, должна быть проходимой по любой местности, маневренной и простой, что БТР-80 прекрасно в себе совмещал. Разработчики новой машины по-иному взглянули на вопрос, добавив ей огневой мощи. В первую очередь за счет пушки с углом подъема до 70 градусов, из которой можно поразить даже очень высокие цели: будь то противник, сидящий на верхнем этаже здания или в горах. Пушка менее прихотлива, у нее эффективнее поражение.

— И есть стабилизатор, который позволит без проблем прицеливаться в движении. Представьте, каково было наводчику делать это на пересеченной местности? Теперь проблема решена. Также БТР оборудован системой навигации, что позволит в будущем понимать расположение своих бойцов и чужих, — пояснил преподаватель цикла огневой подготовки 72-го объединенного учебного центра гвардии старший лейтенант Алексей Марза.

— Я и поверить не мог, что буду водить такую машину, — рассказывает рядовой 120-й отдельной гвардейской механизированной бригады Леонид Ярец. — В жизни никогда не имел дело с подобной техникой, ведь работал до службы зоотехником в КСУП «Оборона страны» Речицкого района. С мая обучался на БТР-80, теперь вот уже пару недель обкатываю 82-й. Фантастика! Даже на большой скорости управляемость супер, причем как на трассе, так и на пересеченке. Надежный и неприхотливый. Сослуживцы завидуют, частенько звонят и расспрашивают о преимуществах. А я горжусь, что доверили такой БТР.

Рядовой 120-й отдельной гвардейской мехбригады Леонид Ярец.

Для меня удивительно вот еще что: транспортер внешне небольшой, но вмещает, помимо экипажа из водителя, наводчика и командира, еще шесть десантников в полной экипировке! При этом, как испытавшая на себе, поделюсь: тесно не было. БТР ехал легко, ровно, хоть дорогу и не назовешь простой. А кондиционер, расположенный внутри, и вовсе заставлял забыть о том, что находишься в боевой машине. Мне досталось место наводчика, и его по праву можно сравнить с космическим кораблем. Все системы настолько современные, что без особых знаний смогла бы выстрелить в цель даже я, а не то что подготовленные бойцы пехоты. «В БМП, например, с прицелом настоящая история. Знаешь дальность и подкручиваешь ползунок до нужного показателя. Когда все в норме — стреляешь. Сейчас лазерный дальномер определяет расстояние, а баллистический вычислитель — цель. Грубо говоря, пару кнопок — и ты попал в мишень», — комментирует сосед по борту.

Огневая мощь БТР-82А впечатляет: в случае чего пехота будет поддержана огнем тридцатимиллиметровой пушки с дальностью стрельбы 3600 метров.

Сегодня транспортер обкатывают и пристреливают офицеры, которые затем передадут знания товарищам в своих подразделениях. 

— Акцент на командиров батальонов, их заместителей, командиров рот и взводов. Три офицера прошли обучение в России, теперь с их опытом осваиваем вооружение. Также помогают представители завода и сотрудники «Пеленга», изготовившие прицел, — поделился заместитель командира 120-й бригады гвардии полковник Максим Анципович. 

Следующими ездить на новых БТР-82А уже будут новобранцы. Ребята, которые станут в строй этой осенью, после принятия присяги 20 ноября в 72-м ОУЦ сразу же приступят к изучению машин.


— В учебном центре создана новая рота подготовки механиков-водителей БТР-82А, — рассказывает старший преподаватель цикла специальной подготовки старший лейтенант Сергей Чайка. — В ОУЦ выделено три машины, оборудовали класс по подготовке военнослужащих. Теперь разрабатываем литературу, экзаменационные билеты и учебно-тренировочные карты. Программа — 372 учебных часа плюс 100 километров практического вождения. После сдачи экзаменов ребята отправятся в войска, где с новыми знаниями достойно будут защищать Родину. 

krush@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter