Встал, надел тапочки — и ты уже на работе. В начале этого года около 17% работающих в мире трудились дистанционно. Все популярнее этот формат становится и у нас, и для него уже создана правовая база — в январе вступили в силу изменения в Трудовом кодексе, где впервые появилось понятие «дистанционная работа». В чем особенность удаленной занятости?
Собеседование через экран
Захожу на одну из интернет-площадок по поиску вакансий. По запросу «удаленная работа» около 600 предложений по всей Беларуси. На полную занятость требуется более 380 специалистов. Сотрудников, которые будут трудиться дома, ищут по 20 направлениям. В тройке лидеров — ИT, маркетинг и продажи. Например, оператору call-центра онлайн-гипермаркета предлагают зарплату от 550 до 750 белорусских рублей. Берут даже без опыта работы, обещают помощь наставника, официальное трудоустройство и социальный пакет. Из обязательных требований — уверенное пользование ПК, наличие компьютера определенных характеристик и интернета.
Smm-специалиста ищут на зарплату от 800 рублей. Нужен человек хотя бы с небольшим опытом работы, навыками копирайтера, знанием графического редактора и пониманием социальных сетей. Зарплату от 1000 рублей предлагают менеджеру вводного урока в онлайн-школе для детей. Специалист, который будет проводить видеопрезентации для учеников школы, должен иметь компьютер, веб-камеру и быстрый интернет. Кроме того, он должен быть готов обеспечить тишину в рабочее время. Вполне объяснимое требование — лай собаки или плач ребенка на заднем фоне вряд ли привлечет новых клиентов.
Самые ценные кадры на удаленке — программисты. Им обещают платить не менее 2000 рублей. Даже собеседование с руководителем проводится в формате скайп-интервью. Все общение в процессе работы также проходит онлайн. При этом сотрудник имеет право на обучение, посещение семинаров и курсов, а также полностью оплачиваемые отпуск и больничный.
Кроме того, на дистанционную работу требуются дизайнеры, архитекторы, копирайтеры, переводчики, преподаватели, рекрутеры, кризис-менеджеры и многие другие. Но следует понимать, что среди всех представленных вакансий такие предложения составляют чуть более 2%.
К врачу на онлайн-консультацию
Директор HR-компании Игорь Кочентов с опытом работы в рекрутинге 18 лет говорит, что удаленка в нашей стране только набирает обороты. И на то есть несколько причин. Во-первых, не все люди готовы работать из дома:— Многие ходят на работу ради общения. Это касается в первую очередь женщин. Половина кандидатов женского пола на первое место среди мотиваций ставит хороший коллектив. А вот зарплата может занимать и вторую, и третью позицию. Ценят живое общение и люди старшего возраста. При remote work — режиме удаленной работы — его нет. Поэтому удаленщику нужно быть немного интровертом.
Во-вторых, формат дистанционной работы возможен далеко не во всех сферах.
— Разве могут водители, строители или военнослужащие работать из дома? Похоже больше на анекдот. Этот формат касается в первую очередь специалистов, связанных с ИT, маркетингом, продажами, онлайн-сервисами, call-центрами. Пожалуй, удаленно способны трудиться дизайнеры, юристы, бухгалтеры, — говорит Игорь Кочентов. — Но для этого нужны специальные онлайн-платформы. В ИT-сфере они есть. Наши программисты сотрудничают с компаниями из США, стран ЕС, где формат дистанционной работы существует не одно десятилетие. Поэтому и перейти на удаленку им не так сложно, как специалистам из других сфер.
Именно ИT-компании первыми и в мире, и в нашей стране перевели часть своих сотрудников на дистанционную работу после объявления пандемии коронавируса. Позже подтянулись к ним и другие организации. Вот что говорит экономист, эксперт исследовательского центра BEROC Катерина Борнукова:
— Сегодня достаточно большая часть работы может выполняться дистанционно. Но мы по-прежнему приходим в офисы и проводим на рабочем месте определенное фиксированное время. Наниматели боятся, что удаленщиков сложно контролировать, что они могут отвлекаться и срывать дедлайны, что возможны трудности с коммуникацией внутри команды. Сотрудники сомневаются, смогут ли настроить себя дома на определенный рабочий лад, не потеряют ли они связь с коллегами. Но теперь многие вынуждены держать социальную дистанцию и работать удаленно. Уверена, нынешняя ситуация должна дать толчок к развитию удаленки и пересмотру своих привычек.
Эксперт считает: вскоре станет очевидно, что «работа на расстоянии» удобна для обеих сторон трудовых отношений:
— Сотрудники увидят, что экономят время на дорогу в офис и обратно. Работодатели убедятся, что есть множество способов мотивировать специалистов, поддерживать коммуникацию в коллективе и контролировать производительность труда даже на расстоянии. А кроме того, поймут, что такой формат позволяет не тратиться на аренду офисов. Наша жизнь вскоре может сильно измениться. Главное — наладить систему, освоить новые инструменты и привыкнуть общаться с коллегами не за чашкой кофе, а в каком-то чате, что многие из нас делают и так.
Причем Катерина Борнукова предполагает, что со временем удаленно смогут работать даже те специалисты, которым, казалось бы, совершенно не подходит такая организация труда:
— Например, сегодня нам сложно представить врача, работающего из дома. Но вполне реально, чтобы терапевты и другие специалисты консультировали пациентов в viber или других мессенджерах. Тем более уже сегодня есть немало умных гаджетов, способных измерять пульс, давление, уровень сахара в крови и автоматически передавать информацию на другие устройства. Онлайн-формат общения «врач — пациент» мог бы увеличить производительность специалистов, повысить качество услуг, уменьшить инфицирование пациентов, приходящих на прием в поликлинику. Думаю, частично дистанционная занятость может коснуться всей сферы услуг.
Вне офиса, но не вне закона
Председатель Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Людмила Кананович считает очень своевременным принятие поправок в Трудовой кодекс:
— Сейчас ситуация, при которой сотруднику нет необходимости иметь точно определенное рабочее место, уже не является исключением. Используя возможности компьютерной техники и интернета, он может выполнять задания, находясь и дома, и в гостинице, и в самолете, и в поезде. Уверена, с течением времени количество граждан, работающих в мобильном режиме, будет только возрастать. Положения Трудового кодекса о дистанционной работе — это взгляд в будущее. Наличие такой нормы позволит вывести удаленных работников из неформального сектора и включить в систему трудовых отношений.
Согласно Трудовому кодексу, дистанционной работой считается та, которую работник выполняет вне места нахождения нанимателя с использованием информационно-коммуникационных технологий. Не нужно путать ее с фрилансом, когда человека не включают в штат организации, а разовые работы оформляются договором подряда или авторским договором. Дистанционная работа предполагает постоянные трудовые отношения. Заключается контракт или трудовой договор, где обязательно прописываются способы и периодичность рабочих контактов сотрудника с нанимателем, требования к используемому оборудованию, сроки выполнения той или иной работы, периодичность отчетов, особенности учета рабочего времени и времени отдыха. Работодатель обязан при необходимости предоставить сотруднику нужную технику, а также обеспечить безопасные условия и охрану труда.
— Если сотрудник работает из дома, это не освобождает нанимателя от ответственности за травмы и повреждения, которые могут возникнуть в процессе выполнения работы. Наниматель обязан ознакомить работника, выполняющего дистанционную работу, с требованиями по охране труда при работе с предоставленными или рекомендованными оборудованием и средствами. Иные обязанности нанимателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда могут предусматриваться трудовым договором, — уточняет депутат.
Важно понимать, что работа, при которой сотрудник, имея рабочее место, время от времени выполняет свои трудовые обязанности вне его, не относится к дистанционной. Режим, при котором работник часть заданий выполняет в офисе, а часть — на удаленке, может быть установлен в трудовом договоре или локальном правовом акте.
— При этом в указанных документах должно подробно описываться регулирование такого режима, включая права, обязанности работника и нанимателя, условия работы вне рабочего места, способы обеспечения охраны труда и так далее, — объясняет председатель Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам.
Согласно данным исследовательской группы Global Workplace Analytics, удаленщики на 22% счастливее офисных работников. 91% опрошенных утверждают, что переход на дистанционный формат помог им восстановить баланс между работой и личной жизнью, а у 78% удаленка снизила уровень стресса
Вместо планерки — встреча в чате
Как оценивают формат дистанционной работы компании, перешедшие на этот режим? С какими вызовами и проблемами сталкиваются? Об этом мы поговорили с директором ИT-компании и резидента ПВТ Полиной Ганкович. — Как много сотрудников работает у вас вне офиса?
— Раньше мы периодически практиковали дистанционную работу. Постоянно на удаленке у нас находится один сотрудник. А в связи с ситуацией, которая сложилась в мире, я как руководитель задумалась в начале марта о расширении такой практики. Буквально за несколько дней мы подготовились к переходу — настроили удаленный доступ к внутренним системам, провели итоговую планерку, распределили задачи, зоны ответственности, правила общения онлайн. И с 16 марта вся команда «разошлась по домам».
В целом, достоинства и недостатки удаленной работы можно разделить на две группы — организационные и психологические.
Руководителю нужно продумать все технические моменты — качество домашнего интернета у сотрудников, наличие нужного оборудования и компьютерных программ. Решить, как наладить документооборот с контрагентами, каким образом вести теперь в компании учет рабочего времени. Многих владельцев бизнеса волнуют кадровые вопросы и передача имущества, а именно как правильно все это оформить.
Отдельная проблема — поддержка командного духа. У одного сотрудника высокий уровень самодисциплины, второму это дается сложнее. У первого продуктивность только растет, второй начинает допускать ошибки, которых раньше не было. Сотрудники тоже задают много вопросов: как разграничить рабочее и личное время; как уединиться, если дома находятся близкие; как общаться с коллегами и вести совместные проекты?
По каждому пункту есть решения, но их нужно искать, анализировать, тестировать. Особенно сложно тем компаниям, у которых никогда раньше не было подобного опыта. Но я вижу, что бизнес мобилизуется, люди охотно делятся своими удачными примерами и поддерживают друг друга.
— Как контролировать сотрудников? И стоит ли это делать вообще? Возможно, важен только результат?
— Сейчас доступно очень много цифровых инструментов и платформ для дистанционной работы. Это и тайм-трекеры для мониторинга рабочего времени, и таск-менеджеры для управления задачами и проектами, и системы CRM для обработки заказов от клиентов. Некоторые сервисы объединяют в себе эти компоненты плюс предлагают встроенные чаты и корпоративные социальные сети. Нам легко было переходить на работу из дома, потому что мы сами создаем программное обеспечение, которое помогает перевести все процессы компании в онлайн.
Каждый руководитель выбирает свою стратегию. Стоит задать себе вопрос: «Какая сейчас у нас цель — обеспечить сидение у экрана строго 8 часов или быстро вернуть свой бизнес в колею?» Ориентируясь на ответы, легче разработать план действий.
Кто-то отталкивается от систем вознаграждения. Если оплата сдельная за выполненный объем задач — при работе из дома ничего не меняется. Если повременная — стоит подключить систему, которая ведет учет рабочих часов. Но этого может быть недостаточно. При удаленке вы все равно не видите, чем занимается специалист в эти часы. Поэтому важен результат.
Для некоторых бизнесов становятся актуальными более серьезные меры. Например, системы GPS-контроля, а также программы, которые делают снимки и записи компьютерных экранов. Решение во многом зависит от корпоративной культуры и стиля менеджмента в компании.
— Может ли, на ваш взгляд, дистанционная работа стать в будущем нормой для многих?
— Думаю, сейчас мы переживаем переломный исторический момент. И он даст толчок к развитию онлайн-платформ и культуры дистанционной работы.
В условиях пандемии многие сервисы открыли бесплатный доступ к своему расширенному функционалу и контенту — для управления бизнесом, образования. За считаные недели многие организаторы объявили не только о переносе своих мероприятий, но и о переходе в онлайн. Люди нуждаются в ответах, инструментах, четких планах, как пережить трудные времена.
НАСТРАИВАЕМСЯ НА ПРОДУКТИВНЫЙ ЛАД
♦ Утром обязательно выполните все стандартные правила гигиены. Примите душ, почистите зубы, заправьте кровать.
♦ Наденьте вашу обычную офисную одежду, хотя бы рабочий верх — рубашку, блузку, свитер. Это не только поднимет рабочее настроение, но и позволит не выглядеть неряшливыми при видеозвонках с коллегами и клиентами.
♦ Обустройте рабочее место: стол, удобный стул, хороший свет.
♦ Поставьте рядом с рабочим местом термос с чаем/кофе, бутылку с водой, запаситесь перекусами, чтобы не вставать лишний раз и не идти на кухню. Это может сильно отвлекать от работы. Привяжите обед к стандартному времени обеда в офисе.
♦ Не забывайте про общение с коллегами и руководством. Видеозвонки, общение в корпоративном чате, онлайн-ланчи, обмен фотографиями помогут справиться с социальным стрессом и почувствовать себя частью команды.
КСТАТИ
Концепцию удаленки разработал еще в 1972 году американец Джек Ниллес. Он впервые высказал идею о том, что при наличии современных средств связи не обязательно держать работников в офисе, трудовые отношения можно сохранять и на расстоянии. В идее Ниллеса увидели решение транспортных проблем, остро стоявших в больших городах, к тому же новая организация труда могла решить вопрос с работой населения удаленных сельских районов. Поэтому концепция стала набирать популярность по всему миру. Сегодня в лидерах по количеству удаленных сотрудников — США и Япония. В этих странах вне офиса работает около 40% людей.
Людмила МИНКЕВИЧ.
mila@sb.by
БЛИЦОПРОС
Олег Бородич, 24 года, моушн-дизайнер:
— Начинал в офисе в продакшн-компании, но понял, что там мне тяжело сосредоточиться на задании: справа коллега говорит по телефону, слева режиссер объясняет монтажеру правки, причем делает это громко. Я предложил нашему продюсеру попробовать перевести меня на удаленку. Купил себе еще один ноутбук и сейчас спокойно все делаю дома по графику 24/7.
Из сложностей — отправляешь иногда заказчику работу — приходят правки. Хотя изначально в техзадании не было прописано такого, т.е. это придумали уже потом, а мне забыли сказать, потому что перед глазами начальства меня нет. Из плюсов — мне никуда не надо ходить. Я себя комфортно чувствую один. Хотя работа занимает все мое свободное время, но меня это устраивает.
Екатерина Пещинская, 21 год, эсэмэмщик:
— Совмещаю работу с учебой. В воскресенье составляю контент-план на неделю. Иногда заранее пишу посты в соцсети (это входит в круг моих обязанностей). Оплата почасовая. В месяц выходит около трехсот рублей. Для студента, который получает стипендию, — хороший заработок.
Илья Тороп, 27 лет, Android-разработчик:
— Удаленно работаю уже четыре года. Оплата почасовая. Фиксирую время, затраченное на выполнение задачи, и исходя из этого — зарплата. В среднем тружусь шесть часов в день. График свободный: завтрак, выгул собаки, обед совмещаю с работой и так далее. Иногда прихватываю и выходные, когда не успеваю сделать намеченное. В нынешнем стиле жизни меня многое устраивает. Есть возможность работать в разных местах, в том числе вне дома, города и даже страны. Что плохо? Мало общения, сбитый режим дня, малоактивный образ жизни.
Александра Кушнер, 22 года, графический дизайнер:
— Работаю удаленно в digital-агентстве больше года. График свободный. Но восемь часов на выполнение заданий уходит ежедневно. Оплата труда на среднем уровне. Когда ходишь в офис, тебя контролируют руководители. Когда ты на удаленке, главное — быть на связи и выполнять поручения. Как это организовать, твое дело. Из минусов — по умолчанию считается, что раз тебя нет в офисе, то ты можешь «халявить». Этакая презумпция виновности. Поэтому, нужно заботиться о том, чтобы было видно твою работу.
Антон Карачун, 28 лет, монтажер:
— Монтирую ролики. Это занимает довольно много времени. Было такое, что я несколько дней из дома не выходил. Еду заказывал с доставкой на дом. Но понял, что могу с ума сойти с этим графиком. Поэтому сейчас ищу работу в офисе.
Степан Новосельский, 17 лет, ИП:
— Оказываю услуги по продвижению бизнеса в интернете. Занимаюсь поиском клиентов, составляю прототип проекта (сайта), формирую техзадание по дизайну и верстке и дальше передаю это сотрудникам из своей команды. Сейчас беру немного проектов, чтобы оставалось время на подготовку к ЦТ и поступление в вуз на специальность «Менеджмент». В месяц стараюсь реализовывать два проекта. В неделю на это уходит 10—15 часов. Минус удаленки — замкнутое пространство. Нужно четко разграничивать, где, образно говоря, территория жилая, а где рабочая. Иначе ни об отдыхе, ни о продуктивности работы не может идти и речи.
Опрос провела Александра ЯНКОВИЧ.
infong@sb.by