![](/upload/iblock/6b6/6b69b1d40e903b9eef8fa7e4ca949226.jpg)
Базис для развития умных решений
![](/upload/iblock/7ac/7ac7ec6903093ad006d464a8cf887429.jpg)
Говоря о реальных инструментах, которые бы продемонстрировали работу smart-платформы, Андрей Агеенко обратил внимание на то, что уже сегодня есть решения, позволяющие с большого массива датчиков собирать информацию, обрабатывать ее и передавать организациям, осуществляющим поставку энергоресурсов и начисление оплат:
— На smart-платформе запущена услуга сбора, хранения и обработки телеметрических данных, которая доступна всем предприятиям системы ЖКХ Минска. В сфере ЖКХ необходимо постоянно собирать и обрабатывать большие объемы информации. Как минимум с приборов учета: в квартирах всех жителей Беларуси есть счетчики воды, тепла, электроэнергии. Автоматизация этого процесса позволяет избегать рисков, связанных с человеческим фактором, и экономить как временные, так и рабочие ресурсы.
Также он отметил, что сегодня более 50 тысяч индивидуальных счетчиков воды в автоматическом режиме передают информацию на облачную платформу beCloud. Владельцам квартир не приходится сообщать показания счетчиков, а сотрудники сферы ЖКХ оперативно получают доступ к собранной, обработанной и систематизированной информации:
— Кроме того, на нашу smart-платформу дистанционно поступают и обрабатываются данные, полученные от части групповых приборов учета тепла, установленных у потребителей энергоресурсов. Эти данные и аналитика по ним в дальнейшем используется предприятиями ЖКХ Минска, «Минсккоммунтеплосетью», а также обслуживающими организациями. Например, городская аварийная служба благодаря использованию этой услуги имеет возможность получать оперативную технологическую информацию об обслуживаемых объектах.
![](/upload/iblock/f5a/f5a5f60efae9fe7c5f0f77a07b242f70.jpg)
Smart-перспектива
Андрей Агеенко также пояснил, что о запуске smart-платформы для широкого использования говорить пока рано:— Перевод процессов на цифру требует времени и взаимной заинтересованности представителей отраслей, бизнеса и поставщиков решений. Сейчас мы находимся на стадии реализации пилотных проектов в различных сферах экономики и жизнедеятельности. Это важный этап развития любой масштабной разработки, который позволяет оценить эффективность созданной инфраструктуры и применения инновационных решений. Кроме того, большое внимание необходимо уделить вопросам интеграции оборудования, используемых устройств и ПО.
Только после приведения всех систем к общему знаменателю можно говорить о запуске проекта для массового использования. Но уже сейчас проект разрабатывается в расчете на то, что важную роль в нем будет играть партнерство. Smart-платформа — в первую очередь инструмент для цифровизации бизнес-процессов и оказания современных информационно-коммуникационных услуг. Она может быть полезна как юридическим, так и физическим лицам.
— Сейчас мы тестируем инфраструктурные и интеграционные аспекты взаимодействия, прорабатываем экономические модели. В зависимости от наполнения smart-платформы сервисами и услугами можно будет говорить, что станет доступно и актуально для юридических лиц, а что — востребовано физическими лицами, — подытожил Андрей Агеенко.
Гармония решений
В свою очередь заместитель начальника управления технического развития Евгений Смолярко рассказал о том, что компания занимается реализацией проекта по гармоничному и экологичному внедрению умных решений в инфраструктуру современного города.![](/upload/iblock/013/013d80e468f49fa6276092749100a527.jpg)
Евгений Смолярко также отметил, что функционал smart-опоры достаточно широк и адаптируется под любые условия и задачи конкретного проекта, ведь все столбы собираются по модульному принципу. Они могут быть оснащены различным оборудованием связи как для обслуживания абонентов мобильных операторов, так и для подключения устройств интернета вещей, вписанных в городскую среду, умной системой освещения, датчиками несанкционированного доступа и источником бесперебойного питания. Кроме того, каждый столб по сути является хабом ИКТ-структуры, поскольку к нему подводится не только электропитание, но и транспортные волоконно-оптические линии связи и при необходимости иные линии связи специального назначения (например, линия оповещения гражданской обороны МЧС), что позволит в перспективе решать задачи по добавлению новых сервисов и услуг.
Он пояснил, что в рамках пилотных испытаний компания изучает возможности использования умных опор для организации освещения, видеонаблюдения, создания автоматизированных парковок, публичного доступа в интернет, обеспечения общественной безопасности, взаимодействия со smart-платформой и пр.:
— Пилотируемый проект реализуется в целях создания умной инфраструктуры в квартале «Северный берег», где beCloud выполнит функции заказчика в части создания сетей электросвязи, а также оператора smart-платформы.
kryzhevich@sb.by