![](/upload/iblock/8a8/8a8eb33a60ca98a92969de03f36b4f41.jpg)
Сначала короткая предыстория. Компания Cambridge Analytica в 2014 году разработала систему психологического анализа пользователей. Ее автор Кристофер Уайли и рассказал все американским и британским журналистам. Уайли считал, что между политическими взглядами и особенностями личности, характером есть прямая взаимосвязь. И для того чтобы действительно повлиять на человека, нужно изучить его психологический портрет. Собрать нужные данные помог Александр Коган — профессор психологии Кембриджского университета. Он разработал приложение для Фейсбука, которое определяло тип личности. Чтобы пройти этот тест, пользователи платили деньги и соглашались на обработку не только своих профилей, но и друзей. Фейсбуку Коган говорил, что вся информация собирается для академических целей. На самом деле это первоначально был заказ от Cambridge Analytica.
Еще один человек из Cambridge Analytica, о котором нельзя не упомянуть, — это Стивен Бэннон. Он вице–президент компании и бывший советник американского президента. Cambridge Analytica была создана донорами предвыборного штаба Трампа в 2013 году. Именно Бэннон поверил в идею молодого Уайли, стал куратором этого проекта. Вместе они создавали «психологическое оружие Стивена Бэннона». Экс–советник Трампа считает, что влиять на умы людей нужно не через убеждение, а посредством информационного доминирования.
Почему же Фейсбук страдает больше, чем британские политтехнологи? Соцсеть Цукерберга — самая большая страна в мире, где более 2 миллиардов людей. Это огромный ресурс, при этом еще и глобальный. Проблема, конечно, не в том, что Фейсбук собирает наши данные (это и так всем известно), а в их использовании, особенно в политике. После так называемых «арабских революций» через соцсети политтехнологи увидели, что старые формы убеждения, агитации не работают. А после неожиданной победы Трампа стало совсем очевидно, что в информационном поле доминируют не традиционные СМИ (большинство из которых жестко критиковали Трампа), а соцсети. С тех пор на Фейсбук начинали давить со всех сторон, облагать штрафами и пытаться всячески контролировать.
Сейчас акции Фейсбука падают в цене, компания уже лишилась нескольких миллиардов. И этот экономический урок явно заставит команду Цукерберга быть осторожнее с политическим контентом на страницах соцсети...
zdan@sb.by