![](/upload/iblock/9d9/9d9d54066bb0768d82d3aed75e50ea59.jpg)
ПРИЗНАЮСЬ, как только переступила порог выставочного зала, забыла, зачем пришла: вот уж где полет фантазии, воплощенный талантливыми руками в глине. Комичный мужичок на телеге, рыбак с огромной щукой, поросята, коровы, парочка влюбленных или деревенская красавица. Вообще, очень много работ на сельскую тематику, а лица у людей такие смешные, домашние, добрые и простые. Так как я сама из деревни, моментально нашла что-то схожее у некоторых скульптур и своих односельчан. В итоге под впечатлениями и эмоциями от посещения выставочного зала из заводского магазина сувениров вышла, как говорится, затаренная под завязку.
![]() |
![]() |
![]() |
— Мы начинали под руководством Анны Левшовой, тогда было всего 4 гончара. Из первого состава остался я один. Сейчас на участке 4 изготовителя художественных изделий и литейщик. Работа кропотливая и монотонная, требует терпения.
![](/upload/iblock/0fc/0fc8ea9036b03c545582aad04c1d7beb.jpg)
На мой вопрос, есть ли что-то особенное в рецептах шумилинского шликера, Игорь отвечает с улыбкой: «Не могу рассказать, это секрет». Такая же военная тайна и у бригадира, он делает гипсовые формы, куда потом заливается раствор. Оказывается, и форму на раз-два не создашь. За каждой стоят десятки лет поиска и совершенства.
Специальное образование по декоративно-прикладному искусству есть только у Инны Муравьевой, остальные изготовители художественных изделий — мастера-самоучки. По словам Александра Васильевича, выпускники колледжей, которые могли работать в этом направлении и приезжали сюда по распределению, после отработки разбегались, поэтому вся опора и надежда — обольчане.
— Поначалу на участок пришла целая команда, переводили из других цехов, — рассказывает бригадир. — Кто смог и у кого было желание заниматься творчеством, тот остался. Образы своих глиняных героев и композиций девчата создают сами, иногда подсматривают в интернете и детских книжках. У каждого мастера свой почерк, но даже самого себя повторить сложно.
![](/upload/iblock/ed4/ed44f45c393773b9ad468293ea379727.jpg)
СЛЫШАЛА когда-то, что обольские мастера «наследили» в Москве при строительстве храмов. Поинтересовалась об этом у Александра Захарченко. Тот улыбнулся и показал чертежи, которые хранятся у него более 20 лет: «Очень «наследили» в декорации Воскресенских ворот на Красной площади, даже оставили свои вензеля на кирпичах».
Примерно через год после создания участка сувенирной керамики предприятие взялось за серьезное и сложное задание, от которого тогда отказались многие заводы на постсоветском пространстве. Дело в том, что мэр Москвы Юрий Лужков затеял воссоздать Воскресенские ворота с Иверской часовней на Красной площади, храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца и мечеть на Поклонной горе. Для строительства понадобился особо прочный кирпич, выполненный по старинным технологиям и определенного размера, чтобы приблизиться к оригиналу. Кирпич, который можно было нарезать, поручили изготовить цехам Обольского завода, с рисунком — участку художественной керамики. Мастера перепробовали разные способы, даже набивали узоры вручную, пока не нашли то, что нужно. За процессом наблюдали представители мэрии и архитекторы Москвы. Приходилось несколько раз возить образцы в чемодане на поезде, чтобы на месте прикинуть, то ли это, что нужно строителям. С задачей справились на отлично.
![]() |
![]() |
На всех белорусских фестивалях и ярмарках умельцы выставляют свои произведения искусства: вышивки и вытинанки, корзинки и горшки, изделия из дерева и кованки. Мы богаты на самобытных мастеров, и никакой шедевр, пройденный через конвейер завода или фабрики, никогда не сравнится с расшитой гладью сорочкой или плетенным из сосновой щепы коробом. Или вот с таким сельским мужичком из глины, рожденным в Оболи. А ведь в каждой работе мастеров их любовь и частичка души.
chasovitina@sb.by